Настройка видоискателя аппаратов Sony SLT для съемки в студии

Фотоаппараты Sony с полупрозрачным неподвижным зеркалом серии SLT по внешнему виду мало отличаются от зеркальных аппаратов традиционной конструкции. Но по устройству эти аппараты от обычных "зеркалок" отличаются довольно сильно, что во время эксплуатации чревато появлением "грабель". О борьбе с одним из их проявлений - наша статья.

Кстати, для тех, у кого прямо сейчас "горит" съёмка, и кто чтение всей статьи решил отложить на более удобное время - экспресс-советы "что делать": Вариант №1 и Вариант №2.   

Sony SLT-A77

Ну а всем, кто изучает свою технику заранее, предупреждая все неожиданности, мы расскажем всё не торопясь и более подробно.

Основное отличие аппаратов серии Sony SLT от традиционных зеркальных фотоаппаратов - это электронный видоискатель. Электронный видоискатель предоставляет уникальную возможность еще до нажатия на кнопку спуска увидеть, как отреагирует матрица на светотеневой рисунок и настройки аппарата. Чтобы не предугадывать, а точно увидеть, как будет выглядеть картинка после съёмки. Особенно эти качества важны при съёмке любительского уровня, когда фотограф не обладает высокой квалификацией и большим опытом. Ведь именно в таких случаях случайно введенная экспокоррекция, неправильно настроенный баланс белого или просто излишне большой диапазон яркостей объекта съёмки "забракуют" снимок впоследствии. 

А еще в аппаратах Sony SLT отлично работает кнопка "просмотра глубины резкости", ведь при закрывании диафрагмы аппарат учитывает уменьшение светового потока из-за диафрагмирования и вводит соответствующую коррекцию, поддерживая неизменной яркость картинки в видоискателе. Обязательно попробуйте!

Однако сегодня мы поговорим не о безусловных достоинствах этого типа аппаратов, а о немногочисленных, но крайне неприятных "граблях", на которые наступают их владельцы. Ведь в повседневном использовании электронный видоискатель чаще всего близок к обычному, оптическому зеркальному. Поэтому SLT-шки Sony покупают для тех же целей, что и обычные "зеркалки". Но разница в устройстве дает значительные отличия в работе и функциональности видоискателя.

Самые неожиданные и неприятные "грабли" подстерегают владельцев аппаратов Sony SLT за дверью фотостудии. При этом к студийной съёмке со вспышками мы готовимся так же, как и с любой другой зеркалкой. Правда ведь?
Переключаем аппарат в ручной режим, ставим относительно короткую выдержку (1/160 - 1/200с), небольшую чувствительность (ISO 100 - 250), диафрагму 8. Надеваем на аппарат радиосинхронизатор через переходник (да, не любят систему Sony производители студийных аксессуаров). Расставляяем и настраиваем студийные вспышки, ставим модель. Самое время сделать первый кадр и проверять светотеневой рисунок, но в видоискателе - изображения нет, всё черное...

Владельца аппарата сразу охватывает откровенный ужас, ведь последовательность действий при подготовке к студийной съёмке отработана до автоматизма, аппарат - рабочий и проверенный, всё работало и при съёмке с навесной вспышкой, и без неё. Знакомо?

Видоискатель аппаратов Sony SLTНа самом деле всё не так страшно, ведь в вашем аппарате - электронный видоискатель, а не оптический, и работает он совсем по-другому.

Поэтому сначала разберемся, как работает этот тип видоискателя, а уже потом перейдём к тому, почему в видоискателе "всё черное" и как решить эту проблему.

По умолчанию (при стандартных настройках фотоаппарата) электронный видоискатель показывает картинку такой, какой она получится при съёмке с учетом выбранных значений выдержки, диафрагмы, чувствительности и баланса белого. Именно этот вариант позволяет отслеживать все ошибки и оплошности установки экспозиционных параметров, контролируя настройки аппарата. Понятно, что использование стандартного варианта отображения картинки в видоискателе дает нужный эффект при освещении объекта съёмки постоянным светом (дневной свет, лампы накаливания и так далее).
Второй вариант применяется при съёмке со вспышкой. В этом случае предсказывать будущее изображение - занятие неблагодарное, ведь объект съёмки будет освещен только в сам момент съёмки (вспышка всё-таки). А вспышка применяется тогда, когда постоянного света не хватает. Но ведь компоновать кадр как-то надо? Поэтому при съёмке со вспышкой электронный видоискатель переключается в режим автоматического поддержания нужной яркости и приемлемой цветопередачи. В таком режиме видоискатель позволяет компоновать будущий кадр, отслеживать расположение, движение и состояние объектов съёмки.

Sony SLT-A77 со вспышкойПереключение между режимами работы видоискателя в аппаратах с электронным видоискателем происходит в тот момент, когда начинает использоваться согласованная вспышка. Причем совершенно неважно, активировал вспышку сам аппарат в режиме "Зелёная зона" или это сделал сам фотограф в ручном режиме. Важен факт включения вспышки, о котором аппарату согласованная вспышка "рассказывает" посредством информации, передаваемой через контакты "горячего башмака". Поэтому при съёмке что со встроенной, что с внешней согласованной вспышкой электронный видоискатель работает адекватно, не доставляя неудобств.

А теперь рассмотрим ситуацию со студийной съёмкой, когда вспышки запускаются от аппарата наиболее распостраненными средствами - синхрошнуром (если это предусмотрено конструкцией аппарата), инфракрасным или радио-синхронизатором (установленным в "горячий башмак"). Причем синхронизаторы, по старой минольтовско-соневской традиции, устанавливаются в "горячий башмак" через ISO-переходник, поскольку в "соневско-минольтовском" варианте, с соответствующими информационными контактами, синхронизаторы практически никогда не выпускаются. Все эти варианты объединяет одно общее свойство. Аппарат "не догадывается", что при срабатывании затвора будут вспыхивать вспышки. Соответственно - видоискатель не переключается во "вспышечный" режим работы, в котором яркость картинки поддерживалась бы автоматически, вне зависимости от установленных выдержки и диафрагмы. А в стандартном режиме, учитывающем все поправки на выдержку, диафрагму и чувствительность, видоискатель показывает абсолютную правду. При этих настройках постоянный свет в студии, без учета вспышек, можно смело называть "кромешной тьмой". В том смысле, что его совершенно недостаточно для создания хоть какого-то заметного изображения.

С причинами разобрались. Теперь - как эту проблему (незнакомую по традиционным "зеркалкам") решать. А вариантов решения - два:
Или каким-то образом "сообщить" аппарату, что при съёмке применяется вспышка (чтобы видоискатель переключился в автоматический, без коррекций, режим).
Или - вручную изменить принцип работы видоискателя, чтобы он автоматически адаптировался к текущей освещенности.

Вспышка Sony HVL-F43AMПервый вариант - использование для синхронизации аппарата и студийных вспышек согласованной ("родной") вспышки в качестве запускающего передатчика. Вспышку переключаем в М-режим, уровень импульса - 1/16 - 1/32 от полной энергии, и отворачиваем головку излучателя вспышки так, чтобы она не светила в сторону объекта съёмки. При переключении в М-режим вспышка перестает выдавать перед основным импульсом измерительную предвспышку, а значит - светоловушки студийных вспышек будут срабатывать устойчиво и именно в тот момент, когда затвор аппарата полностью открывает матрицу для действия света. Навесная согласованная вспышка при этом решает и проблему, которой посвящена наша статья. Через контакты "горячего башмака" она сообщает фотоаппарату о своей работе. При этом видоискатель фотоаппарата переключается во "вспышечный" режим работы. Заодно аппарат блокирует установку излишне коротких выдержек, на которых кадровое окно не открывается полностью, исключая эту довольно распостраненную "студийно-вспышечную" ошибку. В качестве запускающей вспышки годится любая согласованная вспышка Sony или Minolta, умеющая работать в ручном режиме. Например - Sony HVL-F58AM, HVL-F56AM (она же - Minolta Program 5600HS), Sony HVL-F43AM или HVL-F42AM. В принципе, для запуска студийных вспышек можно использовать даже старые вспышки для пленочных аппаратов Minolta - Minolta Program 5400HS, 5400xi и даже 5200i. Автоматика у них с цифровыми аппаратами несовместима, но ручной режим эти вспышки отрабатывают исправно. 

Для аппаратов Sony SLT-A99 и A58 удобнее будет использовать "свои" вспышки с новым "горячим башмаком" Multi Interface Shoe - Sony HVL-F60M и HVL-F42M.

Приятным "бонусом" в любом случае применения согласованной вспышки будет и более быстрая и устойчивая фокусировка за счет использования светодиодного прожектора вспомогательной подсветки АФ. Встроенный во вспышку прожектор рисует на объекте съёмки четкую и контрастную "полосаточку" красного цвета, по которой система автофокусировки наводит резкость точно и быстро даже в самых неблагоприятных условиях.

Второй вариант - это переключение режима видоискателя. Он потребуется, если мы захотим пользоваться несогласованными с нашей системой устройствами, устанавливаемыми на "горячий башмак" через переходник "ISO-Sony" (владельцы новых моделей A99 и A58 с Multi Interface Shoe в переходнике не нуждаются). При этом совершенно непринципиально, будут ли это простые устройства с одним единственным центральным контактом на башмаке, или очень умные радиосинхронизаторы с кучей информационных контактов для системы Canon или Nikon. Всё равно ваш аппарат Sony их "не видит", и не способен воспринимать в качестве вспышки.

Меню настройки видоискателяПереключение режимов электронного видоискателя требует чтения инструкции к вашему аппарату. Благодаря инструкции находим пункт меню "Отображение объекта через объектив без показываемых эффектов" (как вам перевод?), ответственный за нужную нам настройку дисплея. К примеру, в русскоязычной инструкции к фотоаппаратам Sony SLT-A99 описание искомых настроек находится на странице 102.
Входим в меню аппарата (кнопка МЕНЮ), долистываем до 3-го раздела меню и находим в нем пункт  Отобр.парам.LiveView . Меняем в нем настройку по умолчанию  Отобр.парам.ВКЛ  на альтернативную -  Отобр.парам.ВЫКЛ .
Аналогичные настройки можно найти в меню не у всех аппаратов Sony SLT. К сожалению, меню младших аппаратах линейки Sony SLT-A3х этого пункта, увы, лишено. Поэтому владельцам этих аппаратов в студии остается только вариант использования светоловушек на студийных вспышках и "родной" вспышки в ручном режиме для их запуска.

Кстати, в англоязычном варианте меню (на примере Sony SLT-A77) меню настройки режимов видоискателя выглядит более понятно, во всяком случае для тех, кто английский язык не пугает, и кто знаком с англоязычной фотографической терминологией: 2-й раздел меню, пункт  Live View Display , стандартная настройка  Setting Effect On , меняем её на альтернативную -  Setting Effect Off .

Итак, мы надеемся, что наша статья помогла видоискатель вашего аппарат "просветлить", и снимать в студии уже можно. Главное - после студийной съёмки не забыть вернуть все настройки к исходным. Ведь, согласитесь, электронный видоискатель - это хорошее подспорье для выявления всех ошибок в настройках, которые мы вольно или невольно допустили. Грех эту возможность игнорировать!

Сергей Дубильер (с) 2014

Комментарии (0)