Кстати, для тех, у кого прямо сейчас "горит" съёмка, и кто чтение всей статьи решил отложить на более удобное время - экспресс-советы "что делать": Вариант №1 и Вариант №2.
Ну а всем, кто изучает свою технику заранее, предупреждая все неожиданности, мы расскажем всё не торопясь и более подробно.
Основное отличие аппаратов серии Sony SLT от традиционных зеркальных фотоаппаратов - это электронный видоискатель. Электронный видоискатель предоставляет уникальную возможность еще до нажатия на кнопку спуска увидеть, как отреагирует матрица на светотеневой рисунок и настройки аппарата. Чтобы не предугадывать, а точно увидеть, как будет выглядеть картинка после съёмки. Особенно эти качества важны при съёмке любительского уровня, когда фотограф не обладает высокой квалификацией и большим опытом. Ведь именно в таких случаях случайно введенная экспокоррекция, неправильно настроенный баланс белого или просто излишне большой диапазон яркостей объекта съёмки "забракуют" снимок впоследствии.
А еще в аппаратах Sony SLT отлично работает кнопка "просмотра глубины резкости", ведь при закрывании диафрагмы аппарат учитывает уменьшение светового потока из-за диафрагмирования и вводит соответствующую коррекцию, поддерживая неизменной яркость картинки в видоискателе. Обязательно попробуйте!
Однако сегодня мы поговорим не о безусловных достоинствах этого типа аппаратов, а о немногочисленных, но крайне неприятных "граблях", на которые наступают их владельцы. Ведь в повседневном использовании электронный видоискатель чаще всего близок к обычному, оптическому зеркальному. Поэтому SLT-шки Sony покупают для тех же целей, что и обычные "зеркалки". Но разница в устройстве дает значительные отличия в работе и функциональности видоискателя.
Самые неожиданные и неприятные "грабли" подстерегают владельцев аппаратов Sony SLT за дверью фотостудии. При этом к студийной съёмке со вспышками мы готовимся так же, как и с любой другой зеркалкой. Правда ведь?
Переключаем аппарат в ручной режим, ставим относительно короткую выдержку (1/160 - 1/200с), небольшую чувствительность (ISO 100 - 250), диафрагму 8. Надеваем на аппарат радиосинхронизатор через переходник (да, не любят систему Sony производители студийных аксессуаров). Расставляяем и настраиваем студийные вспышки, ставим модель. Самое время сделать первый кадр и проверять светотеневой рисунок, но в видоискателе - изображения нет, всё черное...
Владельца аппарата сразу охватывает откровенный ужас, ведь последовательность действий при подготовке к студийной съёмке отработана до автоматизма, аппарат - рабочий и проверенный, всё работало и при съёмке с навесной вспышкой, и без неё. Знакомо?
На самом деле всё не так страшно, ведь в вашем аппарате - электронный видоискатель, а не оптический, и работает он совсем по-другому.
Поэтому сначала разберемся, как работает этот тип видоискателя, а уже потом перейдём к тому, почему в видоискателе "всё черное" и как решить эту проблему.
По умолчанию (при стандартных настройках фотоаппарата) электронный видоискатель показывает картинку такой, какой она получится при съёмке с учетом выбранных значений выдержки, диафрагмы, чувствительности и баланса белого. Именно этот вариант позволяет отслеживать все ошибки и оплошности установки экспозиционных параметров, контролируя настройки аппарата. Понятно, что использование стандартного варианта отображения картинки в видоискателе дает нужный эффект при освещении объекта съёмки постоянным светом (дневной свет, лампы накаливания и так далее).
Второй вариант применяется при съёмке со вспышкой. В этом случае предсказывать будущее изображение - занятие неблагодарное, ведь объект съёмки будет освещен только в сам момент съёмки (вспышка всё-таки). А вспышка применяется тогда, когда постоянного света не хватает. Но ведь компоновать кадр как-то надо? Поэтому при съёмке со вспышкой электронный видоискатель переключается в режим автоматического поддержания нужной яркости и приемлемой цветопередачи. В таком режиме видоискатель позволяет компоновать будущий кадр, отслеживать расположение, движение и состояние объектов съёмки.
Переключение между режимами работы видоискателя в аппаратах с электронным видоискателем происходит в тот момент, когда начинает использоваться согласованная вспышка. Причем совершенно неважно, активировал вспышку сам аппарат в режиме "Зелёная зона" или это сделал сам фотограф в ручном режиме. Важен факт включения вспышки, о котором аппарату согласованная вспышка "рассказывает" посредством информации, передаваемой через контакты "горячего башмака". Поэтому при съёмке что со встроенной, что с внешней согласованной вспышкой электронный видоискатель работает адекватно, не доставляя неудобств.
А теперь рассмотрим ситуацию со студийной съёмкой, когда вспышки запускаются от аппарата наиболее распостраненными средствами - синхрошнуром (если это предусмотрено конструкцией аппарата), инфракрасным или радио-синхронизатором (установленным в "горячий башмак"). Причем синхронизаторы, по старой минольтовско-соневской традиции, устанавливаются в "горячий башмак" через ISO-переходник, поскольку в "соневско-минольтовском" варианте, с соответствующими информационными контактами, синхронизаторы практически никогда не выпускаются. Все эти варианты объединяет одно общее свойство. Аппарат "не догадывается", что при срабатывании затвора будут вспыхивать вспышки. Соответственно - видоискатель не переключается во "вспышечный" режим работы, в котором яркость картинки поддерживалась бы автоматически, вне зависимости от установленных выдержки и диафрагмы. А в стандартном режиме, учитывающем все поправки на выдержку, диафрагму и чувствительность, видоискатель показывает абсолютную правду. При этих настройках постоянный свет в студии, без учета вспышек, можно смело называть "кромешной тьмой". В том смысле, что его совершенно недостаточно для создания хоть какого-то заметного изображения.
С причинами разобрались. Теперь - как эту проблему (незнакомую по традиционным "зеркалкам") решать. А вариантов решения - два:
Или каким-то образом "сообщить" аппарату, что при съёмке применяется вспышка (чтобы видоискатель переключился в автоматический, без коррекций, режим).
Или - вручную изменить принцип работы видоискателя, чтобы он автоматически адаптировался к текущей освещенности.
Первый вариант - использование для синхронизации аппарата и студийных вспышек согласованной ("родной") вспышки в качестве запускающего передатчика. Вспышку переключаем в М-режим, уровень импульса - 1/16 - 1/32 от полной энергии, и отворачиваем головку излучателя вспышки так, чтобы она не светила в сторону объекта съёмки. При переключении в М-режим вспышка перестает выдавать перед основным импульсом измерительную предвспышку, а значит - светоловушки студийных вспышек будут срабатывать устойчиво и именно в тот момент, когда затвор аппарата полностью открывает матрицу для действия света. Навесная согласованная вспышка при этом решает и проблему, которой посвящена наша статья. Через контакты "горячего башмака" она сообщает фотоаппарату о своей работе. При этом видоискатель фотоаппарата переключается во "вспышечный" режим работы. Заодно аппарат блокирует установку излишне коротких выдержек, на которых кадровое окно не открывается полностью, исключая эту довольно распостраненную "студийно-вспышечную" ошибку. В качестве запускающей вспышки годится любая согласованная вспышка Sony или Minolta, умеющая работать в ручном режиме. Например - Sony HVL-F58AM, HVL-F56AM (она же - Minolta Program 5600HS), Sony HVL-F43AM или HVL-F42AM. В принципе, для запуска студийных вспышек можно использовать даже старые вспышки для пленочных аппаратов Minolta - Minolta Program 5400HS, 5400xi и даже 5200i. Автоматика у них с цифровыми аппаратами несовместима, но ручной режим эти вспышки отрабатывают исправно.
Для аппаратов Sony SLT-A99 и A58 удобнее будет использовать "свои" вспышки с новым "горячим башмаком" Multi Interface Shoe - Sony HVL-F60M и HVL-F42M.
Приятным "бонусом" в любом случае применения согласованной вспышки будет и более быстрая и устойчивая фокусировка за счет использования светодиодного прожектора вспомогательной подсветки АФ. Встроенный во вспышку прожектор рисует на объекте съёмки четкую и контрастную "полосаточку" красного цвета, по которой система автофокусировки наводит резкость точно и быстро даже в самых неблагоприятных условиях.
Второй вариант - это переключение режима видоискателя. Он потребуется, если мы захотим пользоваться несогласованными с нашей системой устройствами, устанавливаемыми на "горячий башмак" через переходник "ISO-Sony" (владельцы новых моделей A99 и A58 с Multi Interface Shoe в переходнике не нуждаются). При этом совершенно непринципиально, будут ли это простые устройства с одним единственным центральным контактом на башмаке, или очень умные радиосинхронизаторы с кучей информационных контактов для системы Canon или Nikon. Всё равно ваш аппарат Sony их "не видит", и не способен воспринимать в качестве вспышки.
Переключение режимов электронного видоискателя требует чтения инструкции к вашему аппарату. Благодаря инструкции находим пункт меню "Отображение объекта через объектив без показываемых эффектов" (как вам перевод?), ответственный за нужную нам настройку дисплея. К примеру, в русскоязычной инструкции к фотоаппаратам Sony SLT-A99 описание искомых настроек находится на странице 102.
Входим в меню аппарата (кнопка МЕНЮ), долистываем до 3-го раздела меню и находим в нем пункт Отобр.парам.LiveView . Меняем в нем настройку по умолчанию Отобр.парам.ВКЛ на альтернативную - Отобр.парам.ВЫКЛ .
Аналогичные настройки можно найти в меню не у всех аппаратов Sony SLT. К сожалению, меню младших аппаратах линейки Sony SLT-A3х этого пункта, увы, лишено. Поэтому владельцам этих аппаратов в студии остается только вариант использования светоловушек на студийных вспышках и "родной" вспышки в ручном режиме для их запуска.
Кстати, в англоязычном варианте меню (на примере Sony SLT-A77) меню настройки режимов видоискателя выглядит более понятно, во всяком случае для тех, кто английский язык не пугает, и кто знаком с англоязычной фотографической терминологией: 2-й раздел меню, пункт Live View Display , стандартная настройка Setting Effect On , меняем её на альтернативную - Setting Effect Off .
Итак, мы надеемся, что наша статья помогла видоискатель вашего аппарат "просветлить", и снимать в студии уже можно. Главное - после студийной съёмки не забыть вернуть все настройки к исходным. Ведь, согласитесь, электронный видоискатель - это хорошее подспорье для выявления всех ошибок в настройках, которые мы вольно или невольно допустили. Грех эту возможность игнорировать!
Сергей Дубильер (с) 2014
Комментарии (0)