Изучение и регулярное употребление правильных слов - это один из самых важных шагов к построению успешной карьеры ПРОФФЕСИОНАЛЬНОГО фотографа. Об остальных шагах рекомендуем прочитать нашу статью "10 ШАГОВ К УСПЕХУ В ПРОФФЕСИОНАЛЬНОЙ СВАДЕБНОЙ ФОТОГРАФИИ". Что же касается словаря, то в его состав мы пока включили только основную часть особых слов и терминов, наиболее распостраненных в обществе проффесиональных фотографов. Но если вы услышали слово, толкования которому в нашем словаре нет - смело пишите его в комментариях (желательно вместе с предложением, в котором оно применено). И мы обязательно включим его толкование в нашу статью!
Итак, начнем с самых главных слов:
СТЕКЛО – объектив. Объектив-то ведь из стекла сделан! Снисходительно называя сложный и дорогой объектив СТЕКЛОМ, вы сразу даете понять собеседнику, что качество объектива - это ничто в сравнении с вашими знаниями, умениями и статусом. Иногда объектив можно называть "ЛИНЗА". Слово "ОБЪЕКТИВ" - забудьте, в разговоре постарайтесь не применять его даже случайно.
ЛИНЗА – объектив (от англ. "lens" - объектив). Также объектив можно называть "СТЕКЛО".
КИТОВОЕ СТЕКЛО – объектив, который продавался в комплекте с аппаратом (от англ. "kit" – набор). Проффесиональные фотографы свято верят, что в комплекте с аппаратом продают только плохие, некачественные объективы, типа "в нагрузку". А ПРАВИЛЬНОЕ СТЕКЛО нужно покупать отдельно. Поэтому КИТОВЫЕ ЛИНЗЫ – пустая трата денег, снимать ими всё равно нельзя. Стоимость и класс объектива при этом непринципиальны.
СТОКОВЫЙ – входивший в стандартную комплектацию (от англ. "in stock" – в наличии). Понятие "СТОКОВЫЙ" применяется в описании плохих ТЕМНЫХ СТЕКОЛ (как синоним слову "КИТОВЫЙ"), а также – к аксессуарам, которые можно (и нужно!) заменить на более модные в процессе ТЮНИНГА (ремешок, наглазник и т.д.).
ФИКС – объектив с нерегулируемым (фиксированным) фокусным расстоянием (от англ. "fixed focal length"). "ФИКС" или "ФИКСА" – это ЛИНЗА без ЗУМА (нельзя "наехать" и "отъехать"), поэтому снимать ФИКСОМ тяжелее, нужно много ходить ногами. Зато ФИКС – линза более СВЕТЛАЯ, лучше МОЕТ задний план, имеет меньший ГРИП, большую резкость и лучшее БОКЭ. ВАЖНО: качество ваших снимков (независимо от сюжета и размера печати) всегда можно и нужно оправдать отсутствием ФИКСОВ.
ГРИП – аббревиатура от "Глубина Резко Изображаемого Пространства". Расшифровке не подлежит, поэтому склоняется как слово мужского рода. Применяется для описания как собственно глубины резко изображаемого пространства, так и степени размытия заднего плана. Только СВЕТЛОЕ СТЕКЛО, у которого на ОТКРЫТОЙ ДЫРКЕ ГРИП - КАК ВОЛОСОК, позволяет делать настоящие проффесиональные фотографии.
СТРОБ – внешняя фотовспышка (от англ. "strobe light" – вспышка, стробоскоп). СТРОБАМИ чаще всего называют вынесенные вспышки, связанные с аппаратом радиосинхронизаторами. СТРОБАМИ можно называть и студийные вспышки.
ТУШКА – системный фотоаппарат (зеркальный или беззеркальный) со снятым объективом (от англ. "body" – корпус). Также может заменяться термином "КОРОБКА" или "БОДИ". Бывают разных классов. ПРАВИЛЬНЫЕ ТУШКИ для свадебных проффесиональных фотографов могут выпускать только две фирмы – CANON и NIKON. Все остальные – в трэш.
МАНУАЛ, МАНУАЛЬНЫЙ – ручной (англ. "manual") режим фокусировки или управления экспозицией. Самый правильный режим съёмки. Все снимки, сделанные в М-режиме экспонирования и с ручной наводкой на резкость становятся практически шедеврами по умолчанию. И наоборот - любое применение автоматики при съёмке крайне губительно действует на качество снимков.
МЕХАНИКА – М-режим управления экспозицией. "СНИМАТЬ В МЕХАНИКЕ" – устанавливать выдержку и диафрагму самостоятельно, без автоматики. Почти то же самое, что "МАНУАЛЬНЫЙ РЕЖИМ", но термин "МЕХАНИКА" – обычно не применяется к режиму фокусировки. ВАЖНО: все пролёты по экспозиции (независимо от света и сюжета) всегда можно и нужно оправдывать фразой "не было времени снимать в МЕХАНИКЕ" и валить всё на "АВТОМАТ голимый".
ДЫРКА – термин, описывающий размер диафрагмы объектива. "ОТКРЫТЬ ДЫРКУ" – перейти к меньшему значению диафрагменного числа (например с 5.6 до 4). Иногда применяется для описания светосилы объектива. "ДЫРКА 2.8" – относительное отверстие 1:2.8. "ЛИНЗА С БОЛЬШОЙ ДЫРКОЙ" – светосильный объектив.
СВЕТЛОЕ СТЕКЛО – светосильный объектив. "СВЕТЛЫЙ ЗУМ" имеет ДЫРКУ 2.8. СВЕТЛЫЙ ФИКС – 1.4. Длиннофокусные и широкоугольные ФИКСЫ считаются СВЕТЛЫМИ и при меньшей ДЫРКЕ – вплоть до 2.8 – 4. ВАЖНО: качество ваших снимков (независимо от сюжета) всегда можно и нужно оправдать отсутствием СВЕТЛОГО СТЕКЛА.
БЫСТРАЯ ЛИНЗА – светосильный объектив (от англ. "fast lens"), то же, что и "СВЕТЛОЕ СТЕКЛО".
ТЁМНОЕ СТЕКЛО – недорогой и не очень светосильный объектив. Снимает по умолчанию намного хуже, чем СВЕТЛОЕ СТЕКЛО, поэтому все неудачи в съёмке можно смело сваливать на ТЕМНОЕ СТЕКЛО. ДЫРКА у ТЕМНЫХ СТЕКОЛ – 3.5 и меньше.
ЭЛЬКА – объективы серии "L" у Canon. В большинстве своем обладают признаками ПРАВИЛЬНОГО СТЕКЛА – большими размерами и стоимостью, большой и постоянной светосилой (ДЫРКОЙ), хорошим качеством изображения, крепкой и надежной конструкцией, защитой от пыли. Отличать ЭЛЬКИ легко по красному ободку на корпусе. ВАЖНО: качество ваших снимков (независимо от сюжета) всегда можно и нужно оправдать отсутствием у вас "ЭЛЕК".
БЕЛЫЕ ЛИНЗЫ – длиннофокусные объективы L-серии Canon, имеющие корпус светло-серого цвета. Некоторые другие фирмы также наладили выпуск зумов 70-200/2.8 и ДЛИННЫХ ФИКСОВ похожей раскраски.
ЛАЙТРУМ – культовая программа конвертирования raw-файлов и редактирования изображений Adobe Photoshop Lightroom. Позволяет сделать шедевры буквально из ничего и исправить все ошибки, сделанные при съёмке. Для этого нужно снимать в формате RAW и ПРОЯВЛЯТЬ в ЛАЙТРУМЕ.
РОУ – тот самый RAW-формат записи информации с матрицы. От англ. "row" – сырой, необработанный. RAW-файлы могут иметь расширение .cr2, nef, arw, .orf и другие, в зависимости от системы. Это - магический формат записи изображения, позволяющий допускать сколь угодно грубые ошибки при съёмке, а потом "вытягивать" нормальное изображение из RAWа в ЛАЙТРУМЕ. Именно священнодействие ВЫТЯГИВАНИЯ из RAW`а и есть главный секрет настоящих проффесиональных свадебных фотографий.
СТОПЫ – (от англ. F-stop и T-stop) – ступени регулировки значения диафрагмы и выдержки. Может применяться также как же в отношении всех явлений, связанных с выдержкой, диафрагмой и экспозицией. Например – СТАБИЛАЙЗЕР НА 3 СТОПА (оптический стабилизатор изображения, позволяющий снимать без проявления "шевеленки" на более длинных (на 3 ступени) выдержках), 1.5-СТОПОВЫЙ ПОЛЯРОИД (поляризационный светофильтр, уменьшающий световой поток на 1.5 ступени).
ФОТО.РУ – форумы на клубе сайта "foto.ru", культовое место в русскоязычной части сети Интернет, где тусуются ПРАВИЛЬНЫЕ ФОТОГРАФЫ. Постоянные посетители форумов ФОТО.РУ говорят на особом языке, который не понимают обычные владельцы зеркалок.
ОДУВАН – "одуванчик Лушникова", специальная микросхема с позолоченными контактами, выполненная в виде наклейки на переходники "всякие разные объективы - байонет Canon EF" (также есть варианты для Nikon AF и других систем). ОДУВАН позволяет использовать экспонометр при работе со всякими неприспособленными для автофокусных камер объективами, а также – ориентироваться на звук "пи" при фокусировке такой оптики. Упоминание ОДУВАНА в разговоре выдает пользователя ВИНТАЖНЫХ МАНУАЛЬНЫХ ЛИНЗ.
НАЙКОН – произношение названия Nikon на американский манер. Гарантированно выделит вас среди всех остальных пользователей. Того же эффекта можно достичь, произнося "НИКОН" (с ударением на последнем слоге). Только ОБЛАДАЮЩИЕ этим ЗНАНИЕМ будут понимать, о чем вы говорите. Название аппарата при этом не меняется, меняется её позиционирование на более ИМПОРТНОЕ и КУЛЬТОВОЕ.
ДД – аббревиатура от "Динамический Диапазон" (обычно подразумевается характеристика матрицы). Для определения реального значения динамического диапазона нужны соответствующие приборы и методика. Но тестами не надо заморачиваться. Главное знать, что чем больше ДД, тем лучше. И мечтать о новой камере, у которой ДД в сравнении с вашей – просто "небо и земля". А в качестве уничижительного отзыва о камере, которая делает ПЛОХИЕ снимки, можно говорить: "ДД у этой камеры СОВСЕМ НИКАКОЙ". ВАЖНО: качество ваших снимков (независимо от сюжета) всегда можно и нужно оправдать отсутствием камеры с большим ДД.
ХА – аббревиатура от "Хроматические Аберрации". Досконально в этом явлении также можно не разбираться (как с ДД и остальными шестью видами аберраций). И то, что цветные окантовки контрастных деталей по краям кадра вызваны не только проблемами оптики, но и особенностями матрицы – тоже можно не париться. Главное – с достоинством говорить "У этого объектива ХА – слишком большие, чтобы им можно было делать стОящие снимки!". ВАЖНО: качество ваших снимков (независимо от сюжета) всегда можно и нужно оправдать отсутствием объектива с малыми ХА.
ББ - баланс белого, настройка матрицы для правильной цветопередачи. Проффесиональные свадебные фотографы баланс белого, как совершенно ненужную настройку, всегда оставляют в "автомате". Ведь съёмка идет в RAW`е, а поэтому париться с установкой ББ нет смысла.
ФР – аббревиатура от "Фокусное Расстояние".
ФР НА КРОПЕ – эквивалентное фокусное расстояние в случае использования объективов на КРОПНУТОЙ ТУШКЕ.
КРОП (кроп-фактор, от англ. "crop factor" – коэффициент обрезания) – коэффициент, показывающий во сколько раз линейные размеры матрицы вашего аппарата меньше, чем стандартный пленочный кадр 24мм х 36мм. КРОП 1.5 соответствует матрице 16мм х 23мм (зеркальные фотоаппараты Nikon, Sony), кроп 1.6 (15мм х 22мм) – у зеркалок Canon. Матрицы с такими размерами в технической литературе называются "матрицами формата APS-C", а проффесиональные фотографы используют термин "КРОП" или "КРОПНУТАЯ МАТРИЦА". КРОП – это однозначно хуже, чем ФУЛФРЕЙМ (матрица размером 24мм х 36мм), поэтому проффесиональный свадебный фотограф или уже снимает ФУЛФРЕЙМОМ, или вынужденно снимает на КРОП, но копит деньги на ФУЛФРЕЙМ.
КРОПНУТАЯ ТУШКА – аппарат с матрицей формата APS-C (16мм х 23мм или 15мм х 22мм). ВАЖНО: качество ваших снимков (независимо от сюжета и формата печати) всегда можно и нужно оправдать тем, что вы снимали КРОПНУТОЙ ТУШКОЙ.
ПОЛУПРО – гордое альтернативное название любительских зеркальных фотоаппаратов. Калька с англоязычного термина "semi-professional" (аппарат, занимающий в линейке место МЕЖДУ профессиональными и любительскими моделями). Называя любительскую зеркалку ПОЛУПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТУШКОЙ (или, для простоты – "ПОЛУПРО"), можно убедить себя в том, что деньги на ФУЛФРЕЙМ или даже КРОПНУТУЮ ПРО-ТУШКУ искать не нужно, и так хорошо. Или что деньги надо вкладывать не в ТУШКУ, а в СТЕКЛО. Но долго себя в этом убеждать не получается – снимки, как не крути, всё равно плохие. И аппарат виноват в этом на все 146%.
ФУЛФРЕЙМ или ФФ (от англ. "full frame" - полный кадр) – цифровые аппараты с матрицей размером 24мм х 36мм, что соответствует размеру стандартного пленочного кадра на пленке "тип 135". Аппараты с такой матрицей обладают всеми характеристиками, нужными в проффесиональной свадебной съёмке. МАЛЫЙ ГРИП, БОЛЬШОЕ ИСО, много МЕГАПИКСЕЛЕЙ и большая ЦЕНА. Это однозначно позиционируют ФУЛФРЕЙМОВЫЕ ТУШКИ как единственный инструмент, достойный свадебного проффесионала. Кстати, ТОПОВЫЕ ТУШКИ – это всегда ФУЛФРЕЙМ.
ТОПОВАЯ ТУШКА – мечта свадебного проффесионального фотографа (от англ. "top professional" – профессиональный аппарат, находящийся на вершине линейки). ТОП-ТУШКА – это еще круче, чем просто ФУЛФРЕЙМ, потому что такие аппараты самые КРУТЫЕ, БЫСТРЫЕ, ЖЕЛЕЗНЫЕ и НЕУБИВАЕМЫЕ. И самые дорогие, кстати, этот факт всегда клиентам озвучивать надо. Поэтому проффесиональный фотограф, уже снимающий ФУЛФРЕЙМОМ, всё равно имеет мечту. Мечту купить ТОПОВУЮ ТУШКУ. ВАЖНО: качество ваших снимков (независимо от сюжета и размера печати) всегда можно и нужно оправдать отсутствием ТОП-ТУШКИ.
ИСХОДНИКИ – это те файлы, что были отсняты на свадьбе, без обработки. ИСХОДНИКИ ОТДАВАТЬ НЕЛЬЗЯ! По традиции, единственный вариант ПРАВИЛЬНО снять свадьбу - снимать в РОУ (в raw-формате). RAW-формат требует обязательной конвертации (правильнее говорить "ПРОЯВКИ В ЛАЙТРУМЕ"). Поэтому клиенты сами не смогут эти файлы даже просмотреть. И будут вынуждены ждать столько, сколько вы будете обрабатывать свадьбу. Попутно они должны ощутить, насколько непростое это занятие - обработка. И понимать, почему обработка стоит больших денег. А если смогут просмотреть – так это совсем плохо. Ведь они увидят НЕОБРАБОТАННУЮ картинку, без ФИЛЬТРОВ и ЭФФЕКТОВ. Это - как рыться в грязном белье. Даже хуже. И вообще ужасно, если клиент, имея ИСХОДНИКИ, сможет сам обработать картинку лучше, чем у вас, по ходу нарушив все ваши АВТОРСКИЕ ПРАВА. Поэтому ИСХОДНИКИ НЕ ОТДАЮТСЯ НИКОГДА!
Сергей Дубильер (с) 2013
автор искренне надеется, что данный текст будет воспринят читателями не как руководство к действию, а адекватно - как, например, "Вредные советы" Григория Остера
Комментарии (0)