Кроме того, цветные светофильтры, применявшиеся при съёмке на чёрно-белые плёнки, помогали управлять контрастом сюжета, выделять облака на небе, избавляться от веснушек на портрете, и так далее. С приходом эры цветной фотографии на светофильтры легла обязанность помогать плёнке \"приспосабливаться\" к освещению, чтобы цветопередача на фотографиях была нормальной и естественной. К тому же, оптические насадки (также часто именуемые фильтрами) давали фотографу возможности разнообразить необычными эффектами свои фотографии. При съёмке портрета можно было софт-фильтром смягчить изображение, придав ему романтическое настроение. А при помощи \"звёздного\" фильтра можно было выделить, подчеркнув изящными лучиками, каждый яркий блик.<\/p>\r\n
Сейчас цифровые технологии в фотографии - уже привычны и стандартны. А значит - многие правила, которыми руководствовались фотографы в использовании фототехники долгие годы, всё чаще подвергаются сомнениям. Часть аксессуаров, ранее применявшихся в фотографии, становится достоянием истории. Именно к таким аксессуарам иногда причисляют и светофильтры.<\/p>\r\n
Однако так ли это на самом деле? Нужно ли при съёмке цифровой камерой использовать светофильтры? Если да, то какие из светофильтров будет полезно применять и в \"цифровой\" съёмке? Ответам на эти вопросы мы решили посвятить отдельную статью.<\/p>\r\n
- \r\n
- Свет и цвет<\/a><\/strong><\/li>\r\n
- Светофильтры<\/a><\/strong>
<\/strong><\/li>\r\n- Ультрафиолетовый светофильтр<\/a><\/strong><\/li>\r\n
- Скайлайт<\/a><\/strong><\/li>\r\n
- Защитный фильтр<\/a> <\/strong><\/li>\r\n
- Качество светофильтра<\/a><\/strong><\/li>\r\n
- <\/li>\r\n
- Нейтрально-серые фильтры<\/a><\/strong><\/li>\r\n
- Поляризационные фильтры<\/a><\/strong><\/li>\r\n
- Циркулярный и линейный поляризатор<\/a><\/strong><\/li>\r\n
- Эффектные фильтры<\/a><\/strong><\/li>\r\n
- Насадки \"мягкого\" фокуса<\/a><\/strong><\/li>\r\n
- Фильтры специального назначения<\/a><\/strong><\/li>\r\n
- Фильтр \"двойники\"<\/a><\/strong><\/li>\r\n
- Полулинза<\/a><\/strong><\/li>\r\n
- Конструкция и качество светофильтров<\/a><\/strong><\/li>\r\n
- Производство и производители светофильтров<\/a><\/strong><\/li>\r\n
- Уход за светофильтрами и оптическими насадками<\/a><\/strong><\/li>\r\n
- Хранение светофильтров и оптических насадок<\/a><\/strong><\/li>\r\n<\/ul>\r\n
<\/a>Свет и цвет<\/strong><\/h2>\r\n
Для того, чтобы более детально рассмотреть применение светофильтров в фотосъёмке, обратимся к самим понятиям света и цвета. Как правило считается, что человеческий глаз видит (воспринимает в качестве света) излучение с длинами волн от 400нм (1нм (нанометр) = 10-9<\/sup> метра) до 700нм. Коротковолновое (400-500нм) излучение воспринимается нами как сине-фиолетовый свет, длинноволновое (600-700нм) - как красно-вишневый, а все остальные цвета и оттенки заключены между ними. Монохроматический свет, представляющий собой излучение с одной длиной волны, встречается практически только в искусственных условиях, а в реальной жизни мы сталкиваемся со светом, в спектре которого в разных долях представлены излучения со всеми длинами волн видимого спектра. В зависимости от типа источника света, соотношение интенсивности входящих в него излучений с разной длиной волны может меняться в широких пределах.<\/p>\r\n
Смесь излучений со всеми длинами волн видимого спектра, входящими в него в одинаковых пропорциях (подобная пропорция характерна для дневного освещения), носит название \"белого света\". Свет от других источников будет иметь иной количественный состав спектральных составляющих. В свете, приходящем от голубого безоблачного неба, преобладают лучи с короткой длиной волны, а в свете, излучаемым лампой накаливания, основной является доля длинноволновых (красно-оранжевых) лучей.<\/p>\r\n
Практически все непрозрачные предметы, окружающие нас, обладают способностью полностью или частично отражать падающий на них свет. Именно в процессе отражения предметы проявляют такую характеристику, как цвет - способность избирательного отражения лучей падающего света в зависимости от длины волны последних. По характеру отраженного света мы, благодаря нашему зрению, можем судить о цветах предметов, окружающих нас. Зрение человека - сложный, мощный и совершенный инструмент восприятия окружающего нас пространства. В то же время нельзя назвать наше зрение точным инструментом восприятия окружающей действительности. Мозг, анализируя поступающие от сетчатки глаза сигналы, принимает во внимание и информацию, поступающую в мозг от других органов. Кроме этого, обрабатывая полученную информацию, мозг использует накопленный опыт, знания и даже - стереотипы восприятия. Для нас привычно видеть небо голубым, траву и листву - зелёной, белый лист бумаги - именно белым, и так далее. Причем для большинства предметов цвет может изменяться в достаточно широких пределах, не вызывая у нас не только дискомфорта, а даже -минимальных сомнений в соответствии цвета предмета нашему представлению о нем. Например, нарушенный цветовой баланс у телевизора у нас практически никогда не вызывает неприятных ощущений. Тем не менее, при возможности непосредственного сравнения, когда два предмета лежат рядом, мы можем определить даже незначительную разницу в их цвете.<\/p>\r\n
Кроме этого наши глаза совершенно спокойно воспринимают огромный диапазон яркостей объекта, отчетливо различая детали одновременно и в глубоких тенях, и в ярких светах. Да и разные цвета мы порой воспринимаем неодинаково - один цвет кажется нам более ярким и светлым, а другой - более темным. Матрица цифрового фотоаппарата, точно так же, как и фотоплёнка, не обладает такими великолепными избирательными способностями. Она не думает, а поэтому передает все документально-точно (во всяком случае восприятие фотокамерой окружающей действительности гораздо более документальное, чем позволяет нам наше зрение).<\/p>\r\n
Однако фотографируя, мы хотим получить не столько документальное подтверждение какому-то событию. Для нас самое важное - это запечатлеть на фотографии окружающую действительность такой, какой мы её воспринимаем, или как можно ближе к нашему восприятию. Поэтому фотоаппарату в этом деле надо помогать. В части случаев для этого достаточно лишь опыта фотографа, благодаря которому одним лишь выбором ракурса или освещения можно без каких-либо дополнительных средств получить картинку, близкую к нашему зрительному впечатлению. Ещё некоторую часть проблем автоматика цифрового фотоаппарата способна решить самостоятельно, а часть - можно решить потом, при обработке цифровых изображений на компьютере. Однако существует немало ситуаций и сюжетов, когда кроме опыта, фотографу приходится задействовать при съёмке и технические средства - например светофильтры.<\/p>\r\n
<\/p>\r\n
<\/a>Светофильтры<\/strong><\/h2>\r\n
Светофильтрами принято называть устройства, изменяющие качественный или количественный состав света, проходящего через них. Кроме этого (особенно в переводной литературе) в разряд фильтров принято включать и разнообразные оптические насадки на объектив, не являющиеся, по существу, фильтрами в полном значении этого понятия - например диффузионные насадки мягкого фокуса, называемые софт-фильтрами (soft-filter), разного рода насадки для получения спецэффектов (лучевые фильтры, призматические насадки, дифракционные насадки, насадочные линзы для макросъемки) и так далее. Поэтому, описывая разного рода насадки на объектив, мы будем для них также использовать термин \"фильтр\". Ну и, поскольку цифровая фототехника сейчас является наиболее распостраненной, мы решили из всего огромного ассортимента выпускаемых светофильтров рассмотреть только те, которые есть смысл применять в \"цифровой\" съёмке.<\/p>\r\n
Матрицы всех цифровых фотоаппаратов рассчитаны для того, чтобы создавать цветное изображение. Поэтому зелёный и жёлто-зелёный светофильтры, применявшиеся в чёрно-белой фотографии для правильной тонопередачи, на цифровом фотоаппарате своей роли выполнять не смогут. Точно так же и фильтры управления контрастом (жёлтый, оранжевый, красный и голубой) не дадут при цифровой съёмке того же эффекта, что при работе с традиционными черно-белыми плёнками. Во всяком случае, если при съёмке цифровым фотоаппаратом стоит задача добиться максимально выразительного монохромного изображения, то более эффективным и качественным вариантом будет конвертировать отснятые в цветном режиме изображения в \"ч\/б\" на компьютере.<\/p>\r\n
Также ненужными оказались при цифровой съёмке конверсионные и цветобалансирующие светофильтры (сине-голубого, янтарного и розового цветов), предназначенные для согласования цветовых характеристик света и плёнки. Благодаря широчайшим возможностям и простоте процедуры установки баланса белого, цифровую камеру можно легко настроить для съёмки при любом освещении (в том числе - и автоматически). В итоге из всего большого ассортимента светофильтров для \"цифровых\" целей наибольший интерес представляют светофильтры, выполняющие защитную функцию (ультрафиолетовый, защитный и скайлайт), поляризационный фильтр, нейтрально-серые фильтры, также - разного рода оптические насадки (эффектные, \"звёздные\" и софт-фильтры). Именно о них мы в нашей статье и расскажем.<\/p>\r\n
<\/p>\r\n
<\/a>Ультрафиолетовый светофильтр<\/strong><\/h2>\r\n
Ультрафиолетовый светофильтр UV (0) - один из самых распостраненных и часто применяемых. Основная функция ультрафиолетового фильтра - не пропускать к матрице невидимое глазом ультрафиолетовое излучение (с длиной волны короче 370-390 нм). Наибольшая длина поглощаемого фильтром ультрафиолетового излучения иногда указывется в маркировке - фильтры с маркировкой \"L35\", \"L37\", \"L39\" или \"L41\" не пропускают к матрице ультрафиолетовое излучение с длиной волны 350, 370, 390 и 410 нм соответственно. Безусловно, далеко не всё излучение ультрафиолетовой части солнечного света доходит до поверхности Земли. Самое коротковолновое ультрафиолетовое излучение (длина волны 290-300нм и короче), называемое \"жестким ультрафиолетом\", практически полностью задерживается окружающим Землю слоем озона, а мягкое ультрафиолетовое излучение, имеющие длину волны 300-400нм, задерживается в разной степени атмосферной дымкой, плотность которой (а следовательно - и способность поглощать ультрафиолет) сильно зависит и от места съемки, и от погоды, и от времени суток. Например, при съёмке в средней полосе утром и вечером можно не беспокоиться о каком-то отрицательном влиянии на изображение - ультрафиолетовые лучи полностью задерживаются атмосферной дымкой, и практически не достигают поверхности Земли. Днём, когда Солнце в зените, количество доходящих до объекта съёмки ультрафиолетовых лучей уже достигает уровня, при котором их влияние становится очевидным, а при съёмке высоко в горах или на морском берегу уровень ультрафиолетового излучения уже настолько велик, так что, если не применять мер защиты от ультрафиолетового излучения, изображение может пострадать. В обычной фотографии ультрафиолетовые лучи не только не используются, но и являются вредными - большинство фотографических объективов не рассчитано для точной фокусировки изображения, создаваемого ультрафиолетовыми лучами. Соответственно - это изображение, как правило, будет нерезким и будет приводить к потере общей резкости на фотографиях. Особенно этот эффект заметен при использовании длиннофокусных и светосильных объективов. Кроме этого, реакция матрицы на ультрафиолетовое излучение далеко не всегда адекватна. Значит, поскольку ультрафиолетовую часть спектра света использовать с пользой не получается, проще от неё избавиться при помощи ультрафиолетового фильтра. Обычно ультрафиолетовый светофильтр практически бесцветен (или имеет лёгкую желтоватую окраску), а кратность его равна 1. То есть он, отфильтровывая ультрафиолетовое излучение, не задерживает лучи света, участвующие в образовании полезного изображения.<\/p>\r\n
<\/p>\r\n
<\/a>Скайлайт<\/strong><\/h2>\r\n
Фильтр под названием \"скайлайт\" (маркировка на оправе - SKYLIGHT 1B, SKYLIGHT 1A, или KR 1.5) имеет незначительную розовую окраску (1B плотнее, 1А - светлее) и предназначен для коррекции света от чистого неба (название \"sky light\" дословно переводится с английского как \"свет неба\"). Свет, приходящий от чистого неба, имеет достаточно высокую цветовую температуру. Следовательно, объект съёмки, освещенный этим светом, будет иметь неприятный \"холодный\" (синеватый) оттенок. Фильтр SKYLIGHT слегка \"утепляет\" цветопередачу, корректируя эту излишнюю синеватую окраску объекта съёмки. Оптическая плотность фильтра SKYLIGHT весьма мала, поэтому и фактор увеличения экспозиции при съёмке с ним, как правило, указывается от 1х до 1.1х, что практически не требует коррекции экспозиции. При съёмке цифровой камерой \"цветокорректирующие\" свойства скайлайта не используются (этого же эффекта можно достичь правильной настройкой баланса белого), а применяется он практически так же, как и ультрафиолетовый. Впрочем, специально покупать \"скайлайт\" для защиты объектива цифровой камеры не стоит (особенно когда речь идёт о широкоугольном объективе). В ряде случаев такой фильтр может приводить к незначительному искажению цветопередачи синих и голубых объектов – например неба.<\/p>\r\n
<\/p>\r\n
<\/a>Защитный фильтр<\/strong><\/h2>\r\n
Для защиты объектива от повреждений и загрязнений служит защитный фильтр (маркировка на оправе \"PROTECT\" или \"NEUTRAL\/CLEAR\"). Такой фильтр фактически не изменяет ни спектрального состава, ни интенсивности, ни других характеристик проходящего через него света. Производители, наоборот, прилагают все силы для того, чтобы защитный фильтр вносил как можно меньше таких изменений. Главное назначение такого фильтра - защищать переднюю линзу объектива от неблагоприятных воздействий окружающей среды - например пыли, капель влаги, а также - от жирных отпечатков пальцев и предметов, способных повредить нежную поверхность просветляющего покрытия (а иногда - даже и стекла) передней линзы объектива. В качестве защитного фильтра можно, не снимая с объектива, применять ультрафиолетовый фильтр и даже скайлайт. Сторонников и противников применения этих светофильтров для постоянного ношения немало, и каждая точка зрения по-своему обоснована, поэтому однозначного мнения на этот вопрос в литературе нет. Безусловно, любая оптическая деталь (в данном случае - светофильтр), которая не была учтена при расчете оптической схемы объектива, сможет лишь ухудшить качество изображения, даваемого объективом. Однако ухудшение качества изображения, возникающее в результате повреждения поверхности передней линзы объектива, зачастую не только заметно гораздо больше, но и носит необратимый характер - переднюю линзу, в отличие от защитного светофильтра, нельзя ни снять, ни заменить. Так что в этом случае приходится выбирать из двух зол меньшее.<\/p>\r\n
<\/p>\r\n
<\/a>Качество светофильтра<\/strong><\/h2>\r\n
К оптическому качеству фильтра, постоянно одетому на объектив, предъявляются достаточно высокие требования, ведь фильтр невысокого качества способен вызвать значительное ухудшение качества изображения, в первую очередь - уменьшение резкости и падение контраста. Поэтому в качестве фильтра постоянного ношения можно применять только самые высококачественные светофильтры (справедливости ради стоит отметить, что в результате применения высококачественного светофильтра для защиты объектива падение резкости практически незаметно даже при съёмке со штатива, не говоря уже про съёмку с рук). Ведущие производители светофильтров неустанно ведут борьбу в этом направлении. Совершенствуются процессы варки и охлаждения стекла, обработки заготовок будущих фильтров, значительно ужесточается контроль геометрических параметров светофильтров - плоскостности и параллельности их поверхностей.<\/p>\r\n
<\/p>\r\n
<\/a>Просветление<\/strong><\/h2>\r\n
Большое значение имеет и такой параметр светофильтра, как коэффициент светопропускания. У непросветленного светофильтра коэффициент отражения света на границе \"стекло - воздух\" составляет около 5%, соответственно для светофильтра типа UV или SKYLIGHT, имеющего две поверхности \"стекло - воздух\", коэффициент пропускания света составит чуть больше 90%. Это вроде бы и не страшно, однако порядка 1\/3 от оставшихся 10% света всё-таки попадает на плёнку, но уже в рассеянном от многократного переотражения в промежутке между обеими поверхностями фильтра и передней линзой объектива виде, уменьшая контраст получаемого изображения и приводя к утрачиванию деталей в тенях изображения. Особенно заметно падение контраста от рассеяния света на фильтре при съёмках контрастных сюжетов, не говоря уже о съёмках против света. Для уменьшения этого неприятного эффекта на поверхности фильтра напыляют в вакууме специальные просветляющие покрытия. Принцип действия просветляющего покрытия основан на интерференционных эффектах падающего и отраженного света в напыленной на границе раздела тонкой (1\/4 длины волны) прозрачной плёнке. Уже однослойное просветление позволяет уменьшить коэффициент отражения с 5% до 1-2%, а многослойное просветление (в зависимости от количества слоев) уменьшает отражение до 0.5-0.2%, что позволяет довести коэффициент пропускания поверхности светофильтров до рекордных цифр - от 97% (HOYA HMC UV) до 99.7% (HOYA HMC Super UV и HOYA PRO 1 UV). Многослойными просветляющими покрытиями в настоящее время покрывается большинство высококачественных светофильтров. Маркировка, свидетельствующая о многослойном просветлении, значительно отличается у разных изготовителей, а в ряде случаев даже может отсутствовать. Непросветленными, как правило, выпускаются фильтры большой оптической плотности (например - нейтральный NDx400), эффектные фильтры и насадки \"мягкого фокуса\". Также редко просветляют пластмассовые фильтры.<\/p>\r\n
Некоторые фирмы (например Schneider-Kreuznach, Marumi) выпускают защитные и ультрафиолетовые светофильтры с дополнительным специальным \"водоотталкивающим\" покрытием (Water Proof Coat). Брызги воды, капли слюны и тому подобные загрязнения на поверхности фильтра, имеющего WP-покрытие, не растекаются, а потом - гораздо легче вычищаются. WP-покрытие не влияет на остальные оптические характеристики светофильтра, поэтому при выборе светофильтра, который будет использоваться в качестве защитного, мы рекомендуем обратить внимание на фильтры, оснащенные таким \"всепогодным\" покрытием.<\/p>\r\n
<\/p>\r\n
<\/a>Нейтрально-серые фильтры<\/strong><\/h2>\r\n
Нейтрально-серые фильтры (маркировка на оправе \"ND\" и указание кратности фильтра или его оптической плотности). Нейтральные фильтры не влияют на спектральный состав проходящего через них света, ослабляя лишь мощность светового потока. Казалось бы, зачем ослаблять световой поток, когда есть много других способов уменьшить количество света, попадающего на плёнку - закрыть побольше диафрагму, или поставить выдержку покороче, тем более что выдержки 1\/2000с - 1\/4000с уже давно стали нормой даже на любительской аппаратуре, не говоря уже о профессиональных аппаратах, где выдержкой в 1\/8000с - 1\/12000с уже мало кого можно удивить? Есть даже поговорка, гласящая что \"света много не бывает!\". Тем не менее в практике фотографа-профессионала нередко возникают ситуации, когда света таки много, и лишь применение нейтральных фильтров позволяет добиться желаемого художественного эффекта. К примеру, съёмка текущей воды на коротких выдержках дает весьма неприятный эффект - \"замороженная\" короткой выдержкой вода скорее напоминает стекло, чем воду. Выдержек немногим длиннее 1\/30с, когда вода уже становится похожа на воду, выбирая минимальную чувствительность, ещё можно добиться закрыванием диафрагмы \"до упора\" (до f\/22 - f\/32), однако при этом уже не только падает разрешающая способность объектива, но и исчезает возможность использовать глубину резкости для расстановки \"акцентов\" в изображении. Ну а выдержек порядка 1 - 2 секунды и длиннее, при которых текущая вода становится похожа на переливающийся туман, без нейтрального фильтра уже не добиться никак - даже в лесу на рассвете для таких снимков света уже многовато. Другой пример применения нейтральных фильтров - съёмка портрета при дневном освещении. В таких съёмках для лучшего выделения объекта съемки (чтобы лучше \"оторвать\" его от фона) используются светосильные объективы, которые при съёмке практически не диафрагмируют (используя диафрагмы порядка f\/1.4 - f\/2.8), что зачастую затруднительно без применения нейтральных фильтров. Наиболее часто в этих целях применяются нейтральные светофильтры, уменьшающие световой поток в 2, 4 и 8 раз. Наиболее востребованный, естественно - это 8-кратный нейтральный фильтр (причем для некоторых съёмок имеет смысл использовать 2 таких фильтра).<\/p>\r\n
Также, для специальных целей, выпускаются нейтрально-серые светофильтры и большей кратности (от 400 до 1000000), пропускающие лишь незначительную часть светового потока, падающего на них. Используются они для наблюдения и съёмки объектов, имеющих очень большую яркость (например - поверхности Солнца), а также - для съёмки со сверхдлинными выдержками (от десятков секунд до десятков минут) для получения эффекта \"безлюдности\", когда на снимке остаются только неподвижные объекты.<\/p>\r\n
<\/p>\r\n
<\/a>Поляризационные фильтры<\/strong><\/h2>\r\n
Распостранение света - это волновой процесс, подобный волнам на поверхности пруда от брошенного в воду камня. Только обычно колебания вектора напряженности волны света (свет представляет собой поперечную электромагнитную волну) не ограничены одной плоскостью, как в случае с поверхностью воды, а происходят во всех направлениях (перпендикулярно направлению распостранения волны). Однако можно искусственным образом сделать так, чтобы колебания эти происходили в одной плоскости. В этом случае такой свет будет называться линейно-поляризованным, и обладать некоторыми, отличными от естественного (неполяризованного) света, свойствами. По характеру воздействия на глаз или фотоплёнку линейно-поляризованный свет от неполяризованного ничем не отличается. Определить степень поляризованности света и направление его поляризации можно только одним способом - посмотрев на него через \"анализатор\" - среду, пропускающую только свет, поляризованный в одной плоскости и, соответственно, поглощающий свет, поляризованный в перпендикулярной плоскости. В качестве анализатора и выступает применяемый в фотографии поляризационный светофильтр, представляющий собой пластинку специального материала, поляризующего свет (например - кристаллов герапатита), укрепленную между двумя оптически плоскими стеклами. Весь этот \"бутерброд\" монтируется в специальной вращающейся оправе, на которой одной или двумя точками наносится метка, показывающая положение плоскости поляризации фильтра. Как и для чего можно применить эти замечательные свойства поляризационного фильтра?<\/p>\r\n
Поляризация света может происходить и в естественных условиях - при зеркальном отражении от любых неметаллических поверхностей. Естественный свет, будучи изначально неполяризованным (точнее - хаотически поляризованным, то есть состоящим из смеси волн с разным направлением поляризации), при зеркальном отражении от неметаллических поверхностей приобретает свойства линейно-поляризованного света. Физически это объясняется тем, что для света с разным направлением поляризации при зеркальном отражении от неметаллической поверхности создаются разные условия. Наиболее благоприятны условия отражения для света с поляризацией, параллельной плоскости падения - такой свет отражается без потерь. Свет с иной ориентацией плоскости поляризации в большей или меньшей степени гасится при отражении.<\/p>\r\n
Поэтому наиболее очевидное применение поляризатора - это устранение (или, по крайней мере - уменьшение интенсивности) бликов, образующихся на блестящих неметаллических поверхностях, например - стеклянных витринах и окнах, окрашенных или покрытых пластиком поверхностях, водной глади и так далее. Использовать поляризационный светофильтр достаточно просто - ведь производимый им эффект заметен на глаз и хорошо виден в видоискателе фотоаппарата. При этом единственное, что желательно знать из теории, это тот факт, что степень поляризации отраженного света варьируется при изменении угла падения (отражения) света. Угол, при котором поляризация отраженного света достигает максимума, зависит от материала отражающей поверхности, и составляет обычно 50-60 градусов от нормали отражающей поверхности (соответственно - 30-40 градусов от самой поверхности). Поэтому для того, чтобы при помощи поляризационного светофильтра полностью ликвидировать нежелательное отражение от блестящей поверхности, есть смысл выбрать направление съёмки таким образом, чтобы отражающая поверхность (блики с которой предполагается убирать) располагалась под оптимальным углом к фотоаппарату.<\/p>\r\n
Поляризационный фильтр также весьма эффективен и в случаях, когда поверхность объекта съёмки имеет смешанный зеркально-диффузный характер отражения. Весьма небольшого времени, проведенного с поляризационным светофильтром в руках, достаточно для того, чтобы найти вокруг себя уйму предметов, поверхность которых обладает таким типом отражения - при разной ориентации плоскости поляризации фильтра меняется оттенок цвета многих предметов, окраска их становится сочнее и насыщеннее. Главное тут - не переусердствовать, потому как совсем лишенные бликов предметы выглядят бесформенными. Да и цвет некоторых предметов может измениться достаточно значительно, выйдя за пределы приемлемого для восприятия.<\/p>\r\n
Кроме такого очевидного примера использования поляризационного светофильтра есть ещё масса не столь очевидных, но не менее удачных и эффективных способов его применения - поляризованный свет присутствует вокруг нас в большом количестве. Голубое небо, например, обязано своим цветом отражению сине-фиолетовой части солнечного света от мельчайших капелек воды, составляющих атмосферную дымку. А поскольку отражение света от поверхности каждой капельки носит характер зеркального отражения от неметаллической поверхности, то свет, идущий от неба, оказывается линейно-поляризованным. Следовательно, выбрав соответствующее направление съёмки, можно при помощи поляризационного светофильтра сделать голубое небо значительно темнее, не оказывая влияния на воспроизведение остальных деталей пейзажа. Максимальный эффект применения фильтра достигается в том случае, когда солнце находится под углом около 90 градусов к направлению съёмки, а плоскость поляризации фильтра установлена в горизонтальное положение. Кстати, этот же принцип используется и в солнцезащитных очках, выпускаемых Polaroid corporation.<\/p>\r\n
<\/p>\r\n
<\/a>Циркулярный и линейный поляризатор<\/strong><\/h2>\r\n
Кратность поляризационного фильтра составляет в среднем 3 - 4, то есть применение поляризационного фильтра требует увеличения экспозиции на 1.5 - 2 ступени (в 3 - 4 раза) в сравнении с экспозицией без фильтра. Несмотря на вносимый при вращении фильтра эффект, кратность фильтра, как правило, мало зависит от ориентации плоскости поляризации фильтра - ведь поляризационный фильтр используется для уменьшения яркости бликов, размеры которых чаще всего незначительны. Конечно, полную уверенность в точности экспонирования с фильтром можно получить при помощи замера света по системе TTL (Through The Lens - через объектив). Однако некоторые фотоаппараты, имеющие систему TTL-замера света, используют для разделения светового потока оптические элементы, сами по себе поляризующие свет. Например, в автофокусных зеркальных фотоаппаратах таким элементом зачастую выступают полупрозрачные участки на зеркале, необходимые для работы датчиков системы автофокусировки (расположенных под зеркалом). В таком случае получается, что прошедший через поляризационный фильтр свет, будучи уже практически на 100% поляризованным, на пути к датчику экспозамера проходит через еще один поляризатор, который при несовпадении плоскостей поляризации дополнительно ослабляет световой поток, а значит - и вносит в экспонометрическую систему аппарата нежелательную \"поправку\", приводящую к занижению показаний экспонометра и переэкспонированию плёнки. Обойти такую неприятность можно, используя специально модифицированный поляризационный фильтр, называемый \"циркулярным\" (в отличие от обычного - \"линейного\" - поляризатора). В конструкцию циркулярного поляризационного фильтра кроме защитных стеклянных пластинок и пластинки поляроида, входит ещё и пластинка \"1\/4 длины волны\", преобразующая линейно-поляризованный свет в циркулярно-поляризованный, который уже не ослабляется при дальнейшем прохождении через оптические элементы камеры, обладающие свойствами линейного поляризатора.<\/p>\r\n
Не оставим без внимания и то, что циркулярный поляризационный фильтр идентичен линейному (за единственным исключением, о котором речь будет ниже) как по выполняемым функциям, так и по методам обращения с ним. Отличить их можно лишь по соответствующей надписи, либо - по тому факту, что циркулярный поляризационный фильтр притемняет блики только будучи развернутым присоединительной резьбой к глазу (или объективу), а линейный поляризатор - одинаково работает в любом направлении. Для уменьшения количества применяемых одновременно светофильтров (от лишней пары границ воздух-стекло и лишней высоты оправы пользы ведь никакой), иногда выпускаются \"гибриды\", обладающие свойствами циркулярного поляризационного и, например, ультрафиолетового (UV) или конверсионного (85В) фильтров одновременно.<\/p>\r\n
Поляризационные светофильтры можно применять не только по одному, но и попарно, используя в качестве нейтрального фильтра с изменяемой плотностью. Вращая один фильтр относительно другого, можно изменять светопропускание такой пары в широких пределах - от минимума в 3 - 4 ступени (когда плоскости поляризации обоих фильтров совпадают) до практически непрозрачного состояния, когда плоскости поляризации фильтров перпендикулярны - при этом свет ослабляется более, чем на 12-15 ступеней (4000 - 30000 раз). Применяя такую комбинацию, нужно помнить, что внешний (первый по ходу света) поляризационный фильтр обязательно должен быть линейным, а ближний к камере (в случае автофокусного зеркального аппарата) - циркулярным.<\/p>\r\n
<\/p>\r\n
<\/a>Эффектные фильтры<\/strong><\/h2>\r\n
Эффектные фильтры (насадки) служат для того, чтобы видоизменить изображение для получения выразительного художественного эффекта. На использовании так называемых \"растровых сеток\" основана работа \"звездных\" фильтров - CROSS SCREEN, STAR-SIX, STAR-EIGHT, VARIOCROSS. Будучи установленными на объективе, эти фильтры дополняют любой яркий точечный источник света, попавший в кадр, длинными линиями, которые подобно лучам проходят через его центр. Чтобы достичь такого эффекта, на поверхности фильтров этого типа вытравлены тонкие пересекающиеся линии, проходящие параллельно по всей его поверхности на расстоянии нескольких миллиметров друг от друга. В зависимости от вытравленной на поверхности фильтра структуры, последний может давать разное количество лучей.<\/p>\r\n
Две группы параллельных линий, расположенные под прямым углом между собой, дают эффект четырех крестообразно расходящихся лучей, идущих от каждого точечного источника света в кадре (фильтр CROSS SCREEN).<\/p>\r\n
На поверхности фильтра STAR SIX вытравлено уже три группы параллельных линий, ориентированных под углом 120 градусов друг относительно друга. Соответственно, при использовании этого фильтра каждая светящаяся точка на фотографии будет иметь по шесть лучей.<\/p>\r\n
По аналогичной технологии, но уже с четырьмя группами линий, выполнен и \"восьмилучевой\" фильтр STAR EIGHT, дающий эффект звездных вспышек с восемью лучами.<\/p>\r\n
Несколько отличающимся эффектом обладает ещё один фильтр из этой серии - VARIOCROSS. Он представляет собой конструкцию из двух стекол, на которых вытравлены параллельные линии. Каждое из этих стекол укреплено в своей оправе, которые могут быть развернуты относительно резьбовой оправы независимо друг от друга на произвольный угол. Соответственно, на снимке каждый точечный источник света получает четыре лучика, но в отличие от фильтра CROSS SCREEN, угол между лучами можно изменять.<\/p>\r\n
\"Лучистый\" эффект, производимый такими фильтрами, выражен только в том случае, когда в кадре есть яркие точечные источники света - Солнце (когда оно стоит невысоко над горизонтом), уличные фонари, блики на резких изгибах блестящей поверхности и так далее. Особенно удачным получается применение \"звездных\" фильтров для высококонтрастных сюжетов - например при съёмках ночных городских пейзажей. При диафрагмировании эффект этих фильтров падает, поэтому съёмку лучше вести на средних (5.6 - 8) или более открытых диафрагмах. Применяя \"звездные\" фильтры на широкоугольных и сверхширокоугольных объективах, следует помнить о большой глубине резкости задиафрагмированного объектива - в резкость может попасть структура, вытравленная на поверхности фильтра.<\/p>\r\n
При отсутствии в кадре ярких точечных источников света фильтры \"звездного\" типа производят незначительный смягчающий эффект, уменьшая микроконтраст даваемого объективом изображения. Такой эффект можно с успехом применять в съёмке портретов, когда излишний контраст, выражающийся в \"жесткости\" изображения, является нежелательным.<\/p>\r\n
Фильтры, использующие эффект дифракционного разложения света на спектральные составляющие, по устройству подобны \"звездным\" фильтрам. Однако в отличие от \"звездных\" (растровых) фильтров, нанесенные на поверхность дифракционной решетки линии гораздо тоньше, и расположены настолько часто, что увидеть их невооруженным глазом практически невозможно - дифракционный фильтр выглядит как слегка мутноватое стекло. Такой фильтр разлагает на спектральные составляющие свет, идущий от ярких точечных источников, дополняя каждый источник света радужной линией. Дифракционный фильтр можно с успехом применять и в портретной съёмке. В этом случае, ввиду отсутствия ярких точечных источников света, получается эффект другого рода - дифракционный фильтр делает изображение более мягким, сглаживая контрастные переходы на границе света и тени, придавая освещенным участкам своеобразные светящиеся ореольчики.<\/p>\r\n
<\/p>\r\n
<\/a>Насадки \"мягкого\" фокуса<\/strong><\/h2>\r\n
Для получения особого \"мягкого\" изображения (в первую очередь в
- Светофильтры<\/a><\/strong>
Комментарии (0)