Ну и, как показывает опыт, сколько-нибудь внятного ответа на такой вопрос у продавцов фототехники получить не удается. Почему? А тут всё просто - для разных целей, для разных видов съёмки, для разного опыта фотографирующего можно подобрать свой, оптимальный фотоаппарат. И это будут аппараты разных классов, имеющие разные размеры, функциональность и, понятно, стоимость. При этом надо отметить, что привычное для нас главное правило выбора "чем мех дороже, тем он лучше" в этом случае обязательно будет давать сбои. А второе распространенное правило - "профессиональное лучше любительского" - и вовсе работает, что называется, "через раз". Поэтому попробуем разобраться во всём разнообразии и предназначении фотоаппаратов разных классов, чтобы вы смогли не только подобрать наиболее подходящий фотоаппарат самостоятельно, но и потратить свои деньги с максимальной пользой.
Беззеркальные системные аппараты
Начнем с самых самого популярного класса фотоаппаратов, носящих общее название "компактных". Для того, чтобы добиться желаемой компактности корпуса и оптики, эти аппараты разрабатываются на базе небольших по размерам матриц. Также сказывается на компактности применение максимально экономичных процессоров и, как следствие - минимальных по размерам аккумуляторных батарей. Применение небольших по размерам матриц также позволяет довольно легко добиваться на снимке эффекта "всё резко", весьма востребованного в бытовой любительской фотографии.
Простые цифрокомпакты
Самые распространенные аппараты этого класса - простые компактные цифровые фотоаппараты, небольшие по размерам и относительно недорогие. Эти модели среди покупателей часто носят обидное название "мыльница". Но это название, унаследованное у предельно дешевых плёночных P&S ("point-and-shoot" - "наводи и нажимай") моделей, к цифровым фотоаппаратам применять совершенно некорректно. При всей внешней простоте даже самый недорогой цифровой фотоаппарат - это сложное электронное устройство. А от плёночных "мыльниц" их современные цифровые наследники унаследовали лишь внешние признаки - компактные размеры и предельно простое управление. Пользователю остаётся всего лишь направить фотоаппарат в сторону объекта съёмки и нажать главную кнопку - кнопку спуска. Всё остальное аппарат сделает автоматически - наведет объектив на резкость, подберет наилучшее сочетание выдержки и диафрагмы, настроит матрицу на правильную цветопередачу, а когда нужно - еще и вспышку включит. Возможности отключения автоматики и перехода к ручному управлению в таких аппаратах обязательно предусмотрены (как минимум это касается баланса белого, включения вспышки, коррекции экспозиции и так далее). Однако, в отличие от аппаратов профессиональной направленности, доступ к этим возможностям не отличается удобством и оперативностью. Хотя оно и понятно - большинство компактных аппаратов предназначены в первую очередь для съёмки в полностью автоматическом режиме, без необходимости какого-либо вмешательства в процесс. А вот к реальным недостаткам таких недорогих компактных фотоаппаратов стоит отнести их подчеркнуто недорогой внешний вид и небольшую кратность зум-объектива.
Подводные компактные аппараты
Следующий класс компактных фотоаппаратов - это так называемые "подводные" модели. Название "подводные", "водозащищенные" или "экстремальные" эти аппараты получили благодаря прочному корпусу, защитным резиновым кольцам и прокладкам на всех кнопках и люках фотоаппарата, а также - объективу, спрятанному за защитным стеклом. Важно заметить и то, что объектив у "подводных компактов" не выдвигается при работе за пределы корпуса аппарата, поэтому повредить его механически практически невозможно. "Подводные" фотоаппараты допускают эпизодическое и непродолжительное погружение под воду (на глубину до нескольких метров). Однако для регулярных съёмок под водой такие фотоаппараты применять не стоит - для этого гораздо лучше подходит комбинация из обычного компактного фотоаппарата и специального подводного бокса. Зато отличная защита нежных электронно-оптических внутренностей "подводного" фотоаппарата как от погодных, так и от механических воздействий (пыли, песка, воды, ударов и падений), позволяет прочить ему долгую жизнь даже в самых неблагоприятных условиях, характерных для активного отдыха - рафтинга, туризма, горных лыж и т.д..
Имиджевые цифровые аппараты
"Имиджевые" компактные аппараты построены на той же самой базе (матрицы и остальная электроника), что и обычные "цифрокомпакты". Однако размеры корпуса их заметно меньше, отделка - гораздо богаче. По размерам такие аппараты обычно сравнимы с сигаретной пачкой, только тоньше. А использованные в отделке металлические панели или оклейка кожей призваны демонстрировать обеспеченность и хороший вкус владельца. Также в конструкции "имиджевых" компактов распространена особая конструкция зум-объектива, все перемещения компонентов которого происходят внутри корпуса аппарата. Основные недостатки аппаратов этого класса являются продолжением их достоинств. Предельно малые размеры приводят к тому, что такой аппарат держать в руке неудобно, а кратность предельно компактного зум-объектива обычно невелика (3х - 4х). Зато в карман такие аппараты помещаются легко. Иногда имиджевые компактные фотоаппараты оснащают зум-объективом с заметно более широким, чем обычно, диапазоном изменения (до 10х - 12х), в конструкции которого обычно входит оптический стабилизатор изображения. Незначительно выигрывая в функциональности, такие аппараты заметно теряют в компактности.
"Суперзумы"
"Длиннозумные" компакты (или, как их часто называют, "фальшивые зеркалки") - также довольно интересный класс компактных фотоаппаратов. Они имеют зум-объектив с большим перепадом фокусных расстояний (для современных моделей - 20х и более), что позволяет легко переходить от съёмки панорам к фотографированию небольших фрагментов и удаленных планов. Объективы таких аппаратов имеют весьма достойно реализованный режим макросъёмки, и чаще всего оборудованы оптическим стабилизатором изображения. Поскольку объектив с большой кратностью не отличается компактностью, корпус таких аппаратов спроектирован заметно большим по размерам, а следовательно - гораздо более удобно лежит в руке. Ну а шутливое название "фальшивая зеркалка" аппараты этого класса получили благодаря особой конструкции своего электронного видоискателя, который не "слепнет" на ярком солнечном свету. Из недостатков "фальшивых зеркалок" можно отметить разве что заметно более крупные (в сравнении с остальными компактными аппаратами) размеры. В остальном это - отличный вариант для неспешной любительской съёмки в путешествиях.
Компакты для профессионала
"Профессиональные компакты" - еще один вид фотоаппаратов из класса компактных. На первый взгляд, "профессиональный" и "компактный" - это два исключающие друг друга понятия. Ведь в руках фотографа-профессионала мы привыкли видеть большие и тяжелые зеркальные фотоаппараты с большими объективами и вспышками. Однако профессиональный подход к выбору фототехники характерен тем, что для каждой задачи подбирается оптимальная фотоаппаратура. И в практике профессионала случаются съёмки, требующие использования небольшого по размерам и бесшумного в работе фотоаппарата.
При этом профессионал, не просто умеющий обращаться с фотоаппаратурой, а еще и добиваться от нее максимально качественного изображения, не готов к компромиссам и при использовании компактных фотоаппаратов. Поэтому, в отличие от остальных "компактов", профессиональные компактные фотоаппараты имеют несколько больший по размерам, заметно более крепкий и удобный корпус, более емкую аккумуляторную батарею. Лучше они и по качеству получаемого изображения, а также - по набору функций, оперативности и удобству их использования.
Большинство из аппаратов этого класса умеют работать с внешней (навесной) вспышкой, насадками на объектив, использовать популярный в профессиональной среде RAW-формат записи изображения. При всём этом "профессиональные компакты" - достойные представители компактного класса аппаратов, поскольку даже самые крупные из них легко умещаются на ладони. Недостаток этих аппаратов - заметно более высокая стоимость, сравнимая с ценой недорогих зеркалок.
Зеркальные фотоаппараты
Следующий класс фотоаппаратов - это системные зеркальные модели. Именно зеркальные фотоаппараты чаще всего используют в своей работе фотографы-профессионалы. Такая популярность "зеркалок" среди профессионалов объясняется в первую очередь тем, что объектив у них не жестко встроенный, как у компактных фотоаппаратов, а съёмный. Для каждой съёмки можно подобрать оптимальный (или даже узкоспециализированный) объектив, наилучшим образом реализующий поставленные задачи. То же касается и фотовспышки (всегда можно установить дополнительную), и других аксессуаров, расширяющих базовую функциональность фотоаппарата. Из остальных достоинств зеркальных фотоаппаратов стоит назвать работающие в разы быстрее, чем в компактных, системы автофокусировки и спуска затвора. А зеркальный видоискатель, хоть и требует постоянного держания аппарата в непосредственной близости от глаз, позволяет абсолютно точно определять границы кадра при использовании любого объектива. При этом работоспособность зеркального видоискателя не ухудшается при съёмке на ярком солнце (в отличие от дисплея "компактов"). Недостатков у зеркальных фотоаппаратов также хватает. Это и заметно большие размеры, и более шумная работа механизма зеркального видоискателя, вызывающего ещё и сотрясение аппарата при съёмке. Да и стоимость сменных объективов, вспышек и других компонентов системы зачастую не вызывает радости. Зеркальные фотоаппараты также делятся на разные классы, исходя из параметров, особенностей управления и стоимости.
Топ-профессиональные зеркальные аппараты
Топовые профессиональные - это аппараты, в конструкции которых нашли своё применение самые последние достижения оптики, электроники и механики. Они самые быстрые, самые приспособленные для тяжелой ежедневной профессиональной работы в самых экстремальных условиях. При этом топовые профессиональные зеркальные аппараты имеют довольно большой вес, размеры и стоимость. К тому же, поскольку эти аппараты рассчитаны на использование профессионалами, работа в "полном автомате" у них получается не лучше (а зачастую - даже хуже), чем у зеркалок или компактов любительского класса. Поэтому покупка таких аппаратов - это осознанное решение фотографа-профессионала, который отлично понимает, какие характеристики и особенности этого класса аппаратов будут остро необходимы в его работе. Для любительской же съёмки профессиональные зеркальные аппараты топ-серий приобретать совершенно бессмысленно.
Лёгкие профессиональные зеркальные аппараты
Лёгкие профессиональные аппараты - более удобный в повседневной профессиональной деятельности вариант, особенно в тех случаях, когда не требуются какие-то максимальные характеристики, а бюджет покупки - не безграничен. Их размеры, вес и стоимость заметно меньше, чем у топ-зеркалок, при этом по большей части характеристик, возможностям и концепции управления топовые и лёгкие профессиональные зеркальные аппараты весьма близки. Лёгкие профессиональные аппараты могут быть построены как на матрицах, сравнимых по размерам с плёночным кадром (24мм х 36мм, как у топовых зеркалок), так и на матрицах, вдвое меньших по площади (16мм х 23мм или 15мм х 22мм). Применение меньшей по размеру матрицы позволяет с одной стороны уменьшить стоимость аппарата, а с другой стороны - приводит к ухудшению части характеристик. В частности, это касается качества изображения при максимальной чувствительности матрицы. Зеркальные лёгкие профессиональные аппараты - хороший вариант как для профессионала, так и для достаточно квалифицированного любителя, хорошо "подкованного" теоретически и умеющего снимать на высоком техническом уровне.
Зеркальные аппараты для "продвинутого" любителя
Несколько проще по характеристикам, компактнее, легче и дешевле аппараты, предназначенные для увлеченного ("продвинутого") фотолюбителя. Такой фотограф, как правило, всерьёз занимается фотографией, внимательно изучает теорию съёмки и активно применяет её на практике. Поэтому полноценная совместимость с системными аксессуарами, обилие ручных режимов, оперативность и доступность множества настроек и регулировок - это обязательная особенность данного класса фотоаппаратов. Корпус таких аппаратов заметно легче и компактнее профессиональных, но при этом вполне достойно лежит в руке, не заставляя кисть излишне напрягаться даже при использовании больших навесных вспышек и тяжелых объективов. По оперативности работы, особенностям управления и обилию настроек такие аппараты в целом очень похожи на профессиональные модели. Из-за занимаемого ими промежуточного положения между профессиональными и откровенно любительскими зеркальными аппаратами, эти модели также любят называть "полупрофессиональными" (от англоязычного "semi-professional"). Но мы термин "полупрофессиональный" применять не будем. Ведь мы не применяем понятие "полупрофессионал"!
Любительские зеркальные фотоаппараты (базовый класс)
Любительские зеркальные фотоаппараты, на первый взгляд, сравнимы с аппаратами для продвинутого любителя по большинству формальных характеристик. Разница заключается в первую очередь в особенностях управления и размерах корпуса. Любительские зеркальные аппараты явно ориентированы на использование в полностью автоматических режимах. Поэтому большинство настроек (в первую очередь те, в которые без знания теории лучше не лезть) доступны через меню. Напомним, что на корпусе более профессиональных аппаратах для этого предусмотрены многочисленные специальные кнопки. Автоматические режимы, напротив, более разнообразны, легки в использовании и понятны даже для тех пользователей, кто не хочет разбираться в понятиях диафрагмы, выдержки, чувствительности или баланса белого. Корпус любительских фотоаппаратов, как правило, делается более лёгким и компактным - на такие аппараты редко ставят большие тяжёлые объективы или навесные вспышки. Удобство в переноске - один из главных "козырей" аппаратов этого класса.
Любительские зеркальные фотоаппараты эконом-класса
"Экономные" любительские зеркалки появились в программе производителей фототехники не так давно. Эти аппараты ориентированы на рачительных фотолюбителей, готовых поступиться некоторыми несущественными в обычной съёмке характеристиками аппарата (разрешением и максимальной чувствительностью матрицы, скоростью серийной съёмки) или дополнительными возможностями (откидной экран). Однако они хотят приобрести именно зеркальный фотоаппарат со сменной оптикой, потратив на эту покупку минимум денег. В остальном же любительские зеркальные аппараты базового и экономичного классов очень похожи, имея аналогичные по размерам и эргономике корпуса и идентичное управление. Дополнительно стоит отметить, что любительские зеркалки эконом-класса для уменьшения стоимости комплекта нередко комплектуются более дешевым объективом, лишенным встроенного оптического стабилизатора. Поэтому, выбирая между "стандартными" и "экономными" любительскими аппаратами, не забудьте обратить внимание и на их комплектацию.
Беззеркальные системные фотоаппараты
Беззеркальные системные фотоаппараты со сменной оптикой - новое направление фотоаппаратостроения. По замыслу разработчиков, беззеркальные фотоаппараты занимают промежуточное положение между компактными и зеркальными фотоаппаратами как по размерам, так и по своим характеристикам. С "компактами" их роднят бесшумность при работе, достаточно небольшие размеры как корпусов аппаратов, так и разработанной специально для них сменной оптики. Кроме того, в качестве видоискателя в "беззеркалках", как и в "компактах", используется основной дисплей. Датчиком для работы системы замера света выступает матрица, поэтому точность замера экспозиции даже в самых сложных условиях не вызывает нареканий. От "зеркалок" беззеркальные аппараты позаимствовали значительно большую по размерам (в сравнении с компактными фотоаппаратами) матрицу и сменность оптики, позволившую подбирать под каждую съёмку оптимальный объектив. В результате компактность беззеркальных аппаратов не вступает в конфликт с качеством получаемого изображения на фотографиях и видео. Кстати, на "беззеркалках" можно применять не только специально разработанную для них оптику, но и устанавливать большие объективы от одноименных зеркальных аппаратов через специальный (достаточно недешевый) переходник.
Недостатков у "беззеркалок" также хватает. Например - небольшие размеры корпуса, не позволяющие удобно взяться за аппарат и крепко держать его при съёмке. Автофокусировка в них реализована на том же принципе, что и в компактных аппаратах. А, следовательно, она медленнее, чем в зеркальных, и не всегда позволяет корректно реализовать следящий режим наводки на резкость. Использование в качестве видоискателя основного дисплея затрудняет кадрирование при съёмке на ярком солнце и приводит к необходимости держать аппарат на вытянутых руках. Ну а достаточно большие размеры матрицы приводят к тому, что реально компактными удается сделать только объективы с фиксированным фокусным расстоянием. Зум-объективы (особенно с большой кратностью) для компактных "беззеркалок" практически не отличаются по размерам от аналогов, спроектированных для использования на зеркальных аппаратах.
Какого-то явного разделения на классы беззеркальные аппараты со сменной оптикой пока не получили, поскольку производители всё еще активно экспериментируют с функциональностью, внешним видом и характеристиками изделий нового для них направления фотоаппаратостроения. Большинство из производителей сейчас просто разделяет презентуемые модели беззеркалок на более дорогие (соответственно - более богато оформленные и максимально функциональные) и "эконом-вариант" (проще оформленные внешне, с меньшим разрешением матрицы и несколько усеченной функциональностью).
Что в итоге?
Мы в нашей статье рассмотрели только основные классы и виды цифровых фотоаппаратов, представленных на прилавках магазинов нашей страны. Тем не менее, список получился довольно длинный. При этом все варианты имели как достоинства, так и недостатки. Значит, поиски "того самого" аппарата, который "снимает самые лучшие фотографии" снова окончились неудачей? Впрочем, это как раз и понятно, ведь фотографии создает не аппарат, а фотограф. Фотоаппарат же в этом процессе - не более чем инструмент. А хороший, "правильный" инструмент должен быть не просто качественным и надёжным. Инструмент должен быть ещё и подходящим, максимально соответствующим поставленной задаче. Еще фотоаппарат должен соответствовать квалификации фотографа, его знаниям фотографических процессов и уровню владения фототехникой. Ведь профессиональное управление, многочисленные ручные режимы и настройки положительно сказываются на качестве снимков только в том случае, когда аппарат находится в умелых руках квалифицированного фотографа. Поэтому при выборе фотоаппарата очень важно проанализировать свои знания и умения в области фотографии, а также - что, как и в каких условиях вы будете снимать. С учетом всей этой информации процесс выбора фотоаппарата становится проще, его результаты - логичнее, а расходование денег - более разумным.
Сергей Дубильер (с) 2012-2013
Комментарии (0)