Выбираем фотошколу

Кнопка "шедевр" на вашем фотоаппарате не оправдала возложенных на неё надежд? Или после смены фотоаппарата на более дорогую модель ваши снимки не стали лучше? Или фотографии получаются вроде-бы и неплохими, но хочется чего-то большего?

Значит есть смысл получше освоить фотографию, обратив своё внимание на курсы или школы фотографов. Хотя, если вы эту статью читаете, значит вопрос обучения - практически решенный. И это правильно. Обучение заметно благотворнее сказывается на качестве фотографий, чем дополнительные вложения в фототехнику.

А вот как выбрать фотошколу? Ответ на этот вопрос уже не столь очевиден и однозначен. Тем более - если в городе уже есть несколько разных школ и курсов фотографии. Безусловно, возможность выбора - это всегда замечательно. Только теперь возникает новый вопрос - как не ошибиться? И вопрос этот очень важен. Ведь попав на неудачный вариант, вы не только потратите деньги впустую. Самое страшное, что неудачное обучение может привести вас к утрате веры в свою способность понять и освоить технику фотографии (хотя тут нет ничего супер-умного и мега-сложного). И к дальнейшей утрате интереса к фотографии вообще. А это уже - гораздо хуже, чем просто выброшенные на ветер деньги.

Поэтому мы решили посвятить данной теме специальную статью.

Хотя, наверное, странно видеть на сайте фотошколы статью на тему выбора фотошколы?

А нам не жалко, нам скрывать нечего! Тем более, если эта информация позволит вам сделать осмысленный выбор.

Итак - как выбрать фотошколу?

Для начала нужно определиться с программой фотошколы и тем, что хочется получить в результате обучения. Разброс вариантов может быть весьма широким. Это и простенькие недорогие "курсы фотографии для начинающих" на два-три занятия. И достаточно насыщенные по объёму материала, но не слишком продолжительные по времени экспресс-курсы на 15-20 занятий. Встречаются (хотя и редко) и варианты обучения универститетского уровня, продолжительностью в несколько лет, включающие в себя как теоретические, так и многочисленные практические занятия, сдачу экзаменов и курсовых работ, стажировку и получение диплома об образовании официального образца.

"Курс для начинающих" великолепен в том случае, когда фотоаппарат только куплен, а место опыта съёмки занимают боязнь кнопок и благоговейный ужас перед техникой, живущей "своей жизнью". Такой курс позволит начать фотографировать уже сейчас, смело пройдя через стену из первых неудач, ещё не сцементированных намертво фразой "у меня всё равно ничего не получится". Ведь только сочетая съёмку с критическим анализом её результатов, можно начать накапливать опыт. Естественно, это - всего лишь первый шаг в обучении. Со временем необходимость в более глубоком изучении основ фотографии скорее всего возникнет. Основная проблема таких "курсов для начинающих", рассчитанных на 2-3 занятия - это выбор тем, которые будут затронуты. Понятно, что за столь небольшое время нереально рассказать обо всём (иначе это будет не рассказ, а лишь упоминание). Поэтому, нацеливаясь посетить такие курсы - готовьтесь к тому, что лишь небольшая часть вопросов фотографии будет освещена. Если преподаватель смог выделить для начального курса самые важные темы - честь ему и хвала, а вам - важная помощь для входа в мир фотографии. Так выглядит идеальный случай. А вот если преподаватель не решился взять на себя ответственность разделения тем на важные и второстепенные, а решил рассказывать "обо всём, но понемножку" - смысла в таких занятиях практически никакого.

Следующий распостранённый вариант - более серьёзные по объёму материала курсы. Такие курсы наиболее эффективны в тех случаях, когда у вас уже есть опыт съёмки (хотя-бы небольшой), но свободного времени на многолетнее обучение нет. В этом случае обучение позволит не только систематизировать уже полученный опыт, но и облегчить приобретение новых умений и навыков. Большой объём материала и ограниченное время проведения занятий не позволяют расслабляться - придется и конспект вести, и в интернете сопутствующие материалы почитать, и вопросы преподавателю позадавать. Практических занятий в программе таких курсов обычно не предусмотрено, а отсутствие экзаменов возлагает ответственность за усвоение материала на слушателя. Поэтому конвертировать полученные знания в умения и навыки вам придется уже после курсов, самостоятельно. Тем не менее, вполне осмысленные затраты как времени, так и денег, делают подобный вариант обучения в нашей стране весьма популярным. Диплом, выдаваемый на таких курсах, обычно не имеет никакой юридической силы. Поэтому самое главное, что вы получите в результате обучения - это знания.

А вот самые "тяжеловесные" варианты обучения фотографии продолжительностью в несколько лет, с многочисленными практическими занятиями, семинарами, курсовыми работами и экзаменами, в нашей стране практически не представлены. Не в последнюю очередь - благодаря весьма высокой стоимости и большой продолжительности обучения. Хотя, на наш взгляд, это - самая достойная и правильная система обучения. В более развитых странах такой вариант наиболее распостранён. Хотя-бы из-за того, что наличие диплома в работе фотографа-профессионала "там" - обязательное условие. У нас с этим полегче, да и уделять столь много времени и средств обучению как-то не принято. Может "пока не принято"? В любом случае, будем говорить о сегодняшних реалиях. В нашей стране деятельность фотографа не подлежит обязательному лицензированию. А значит - при переговорах с клиентом или при устройстве на работу у вас скорее всего потребуют ваши фотографии, а не диплом о профильном образовании.

Естественно, заявленные в программе перечень тем и объём материала должны соответствовать продолжительности обучения. Если вам предлагают за 5-10 занятий научить всему, вплоть до самостоятельной обработки фотографий в Фотошопе и Лайтруме, съёмке в студии со студийными вспышками, продаже своих фотографий на фотостоках, а часть занятий ещё и выделить на практику - отнеситесь к такому предложению адекватно. Чудес не бывает. Но, даже если чудо случится, и преподаватель физически успеет рассказать обо всём, что заявлено в программе, то каждой из тем он вынужден будет уделить исчезающе малое внимание. Как правило, такой подход к обучению свидетельствует о том, что преподавателю откровенно нечего сказать по каждой из тем. Либо о том, что он просто не готов к преподавательской деятельности. Ведь занятия в фотошколе - это не экзамен в ВУЗе, где надо лишь показать свои знания перед профессорским составом, который эти вопросы и так знает наизусть. Читая занятие, преподаватель обязан посвятить каждой из заявленной тем ровно столько времени, сколько нужно большинству слушателей для её понимания. И не минутой меньше.

Кроме того, есть смысл взять во внимание стоимость обучения, а также - дополнительные бонусы для выпускников. На первый взгляд всё просто. Чем дешевле обучение, и чем больше бонусов - тем лучше.

Однако подвох может (и будет) скрываться в качестве обучения. Идентичность или похожесть программ курсов разных фотошкол на их сайтах - отнюдь не залог одинаковости качества преподавания и объёма полученных в результате обучения знаний. Поэтому, выбирая фотошколу, постарайтесь убедиться, что скидки в оплате и всякого рода бонусы вы получаете в качестве дополнения к качественному обучению, а не вместо него. Ну и второй момент - если количество занятий и затрагиваемых тем сравнимо, то демпингово-низкая стоимость обучения практически всегда свидетельствует о низком качестве преподавания (а значит - и обучения в итоге). А вот от обратного утверждения лучше воздержаться. Стоимость явно выше средней не гарантирует ничего, будучи в ряде случаев либо маркетинговым ходом, либо свидетельством завышенной самооценки организатора фотошколы.

занятия в фотошколе

Теперь - о главном. О преподавателе фотошколы (или преподавателях, если их несколько). Результаты обучения от этого фактора зависят наиболее сильно. Поэтому тему преподавателя мы рассмотрим подробнее.

Во-первых, коль скоро речь идёт об обучении фотографии, преподаватель просто обязан уметь фотографировать. Как бы это банально не звучало. Поэтому хорошая идея - посмотреть на фотографии вашего предполагаемого учителя. Нравятся они вам? Хотели бы вы снимать так же? И это отнюдь не риторические вопросы.

Фотографии могут очень много рассказать о человеке, о его умениях, и даже - о его мировоззрении. Впрочем, в случае сбора информации о преподавателе, наиболее пристальное внимание стоит обратить на техническое качество его фотографий. Ведь, согласитесь, преподаватель русского языка и литературы совершенно не обязан слагать стихи на уровне Лермонтова. С другой стороны - стоит ли учиться литературе у человека, пишущего неграмотно? То же и с фотографией. Не беда, если среди фотографий вашего преподавателя не будет супер-шедевров, обложек журналов и хитов фотосайтов. Но наличие качественных, добротно (и без явных ошибок) сделанных фотографий - просто обязательно. И хорошо, если эти фотографии будут разными - пусть среди них будут и портреты, и пейзажи, и натюрморты, репортаж и жанровые сценки, архитектурная и интерьерная съёмка. Ведь фотограф, не специализирующийся на каком-то узком диапазоне сюжетов, просто вынужден накапливать больше опыта и знаний, дабы не спасовать в нестандартной ситуации. Что же касается качества фотографий, то наиболее явно, конечно, оно просматривается на реальных отпечатках большого формата. А вот галерея на сайте, состоящая из картинок экранного разрешения, не позволяет рассмотреть часть ошибок (особенно это касается технического качества фотографий).

При этом есть смысл обратить внимание на снимки, которые не подверглись глубокой компьютерной обработке. Не секрет, что проще всего замаскировать отсутствие идеи снимка или грубые ошибки, допущенные при съёмке, именно "мега-фотошопом", "супер-дизайном" или стилизацией "под старину". Не дайте себя обмануть словами об "особом стиле" или фразой "я так вижу". В данном случае они переводятся на обычный человеческий язык довольно просто - "не получилось как задумал, а выбрасывать жалко".

Второе - преподаватель должен хорошо знать фототехнику, не "плавая" в технических вопросах. Всё-таки, фотография - технически сложный вид искусства. И умение управляться с современной сложной фототехникой, обязательное для квалифицированного фотографа, в случае преподавателя приобретает особое значение. Для того, чтобы доступно (а не заумно и невнятно) объяснить не всегда простые технические моменты работы с фототехникой, знать её нужно досконально. Впрочем, то же самое можно сказать и про остальные обязательные составляющие хорошего снимка - композицию, освещение и так далее. И тут нужно учесть один важный момент. Для того, чтобы просто фотографировать (даже на высоком профессиональном уровне) достаточен один уровень знаний. А вот для того, чтобы внятно и понятно объяснить какие-то подробности настройки и использования фотоаппаратуры, уровень знаний и умений преподавателя должен быть заметно более высоким. Чтобы не было ситуации, описанной в известном студенческом анекдоте про преподавателя. В этой истории, жалуясь на современных студентов, преподаватель изрекает гениальную фразу: - "Тупой нынче студент пошёл. Раз объяснил - не поняли, второй раз объяснил - не поняли, третий раз объясняю - даже я разобрался, а они не понимают!". При этом отметим, что доскональное знание фототехники не включает в себя знание наизусть пунктов меню всех выпускаемых фотоаппаратов. Обучение в фотошколе не заменяет чтение инструкции к своему аппарату.

Ну и третий параметр, по которому стоит оценивать преподавателя - это его человеческие качества и умение (талант) преподавателя. В идеальном случае обучение в фотошколе должно представлять собой общение с преподавателем, а не его монолог. Без "обратной связи" обучение в фотошколе теряет заметную часть своего смысла. С другой стороны, преподаватель должен уметь ненавязчиво, но энергично "вести" своего слушателя по заранее намеченной "тропинке знаний", не отвлекаясь на сопутствующие и смежные темы. Поэтому, подбирая себе фотошколу, совсем не лишним будет убедиться в том, что общаться с преподавателем вам будет легко и приятно. Или, как минимум, этот процесс не будет раздражать или утомлять вас, оставляя неприятный осадок. Хорошо, если преподавателю интересно поделиться с вами своими знаниями, и этот процесс доставляет удовольствие обеим сторонам. Плохо, если преподаватель использует кафедру фотошколы в качестве пьедестала для саморекламы, а лекции - для демонстрации собственной эрудированности в узких областях фотографии. Хороший преподаватель должен быть прост в общении, с уважением относиться к тому, что вы знаете гораздо меньше, чем он, и стремиться эту разницу уменьшить.

Значит - хорошей идеей будет как минимум навести справки о преподавателе. Попробуйте найти людей, прошедших у него обучение, пообщаться с ними, узнать их мнение. Обычно такой источник информации - самый ценный и достоверный. Неплохо также найти отзывы о преподавателе и фотошколе в интернете - как правило, на различных тематических форумах. Кстати, об интернете - поисковые системы типа Google или Яндекса с удовольствием подскажут вам, чем еще известен (по крайней мере - в сети) ваш предполагаемый преподаватель.

Речь, конечно, идёт об авторских фотошколах и курсах, где имя преподавателя явно и непосредственно фигурирует в названии. В случае же фотошколы, организованной в рамках учебного центра, под брендом магазина или торговой сети, есть смысл собирать отзывы именно о преподавателе, который будет работать в вашей группе (и эту информацию вы вполне имеете право требовать у секретаря фотошколы). Если этот момент упустить из внимания, "текучка кадров" (вполне нормальное явление для многих подобных организаций), может свести на "нет" результаты вашего исследования. Ведь качество обучения фактически зависит лишь от личности преподавателя, и вовсе не зависит от названия организации, где он в данный момент работает.

Если лучше, конечно, пообщаться с преподавателем "живьём". Нормальная ситуация - когда преподаватель, несмотря на свою занятость, сможет уделить вам какое-то время. Возможно, для этого вам придется подстроиться под его график. На встрече с преподавателем задавайте те вопросы, которые вас действительно волнуют, и ответы на которые вам важно получить. Попытка же "проэкзаменовать" преподавателя на знание текущего состояния обсуждений на форумах типа foto.ru - идея плохая. Совсем ведь не факт, что коллективный разум форумовских писателей родил в этот раз абсолютную истину. А если ответы преподавателя не совпадут с вашей предварительной информацией - как проверить, кто был ближе к истине?

Ну и наконец - "бытовые условия". Постарайтесь заранее оценить помещение, в котором будет проходить процесс обучения, ведь вам предстоит провести в нем не один вечер. В первую очередь это касается соответствия объёма и размеров аудитории предполагаемому количеству студентов, а также - вентиляции, кондиционирования/отопления, освещения и так далее (не стесняйтесь интересующие вас вопросы задать). В неудобном, плохо проветриваемом сыром и душном помещении малого объёма (да еще и с шумными соседями в виде дополнения) знания в голову попадают с большим трудом и задерживаются там гораздо менее охотно. Естественно, это всё не приговор, но при прочих равных условиях - дополнительный критерий выбора у вас уже есть.

Подведём итог. Решение пойти учиться для того, чтобы "приручить" фотографию и использовать её возможности для самовыражения и общения, отличает мудрого и адекватного человека, и достойно всяческих похвал. Обучение - первый шаг по лестнице, ведущей к осуществлению вашей цели в области фотографии. И крайне важно, чтобы первая ступенька этой лестницы была крепкой и надёжной опорой, а не оказалась в результате лишь низкокачественной имитацией. Мы постарались честно рассказать о всех нюансах, связанных с фотографическим образованием. Тем более, что мы их отлично знаем из собственного многолетнего опыта подготовки, организации и проведения фотошкол, семинаров и курсов. Теперь решение за вами.

Удачного вам выбора!

Сергей Дубильер (с) 2011

Комментарии (0)