Два слова о главном

Что такое хорошая фотография? Чем таким отличается фотография, которую хочется смотреть долго, благодаря которой хочется думать или переживать, от массы неплохих, но совершенно обычных и непримечательных фотографий?

Сложно ответить на этот вопрос хоть сколько-то однозначно. И, что самое противное – что за многие годы выдающихся фотографий создано предостаточно. А вот однозначных правил, позволяющих сделать хорошую фотографию, толком не появилось.

Точнее – правил, по которым нужно создавать "правильные" фотографии, придумано за эти годы огромное количество (а часть правил – так и вообще позаимствовано еще у художников). Правильно использованные активные линии и точки действительно помогают сделать кадр лучше и понятнее.  Но эти правила гарантируют только, что фотография получится ровненькой и аккуратненькой. Не более. Значит дело в другом?

Лето. Сергей Дубильер

Есть, действительно, и другие идеи. О том, что некоторые из объектов в кадре могут складываться в какие-то геометрические фигуры, которые, воздействуя на глубины нашего подсознания, могут извлекать из него информацию, ни со снимком, ни с объектом съёмки вообще не связанную. Почитать об этом можно, к примеру, в книге Александра Лапина "Фотография как…". Безусловно, и это тоже в какой-то мере работает.

Однако очень-очень важно не принимать как аксиомы все эти правила и утверждения относительно того, как ДОЛЖЕН быть построен кадр. Во-первых, это не более чем теории. Вглубь человеческого мозга еще никто адекватно не залез, и какие-то утверждения в этом плане – излишне самонадеянны. Даже ведущие психологи-классики  далеки от однозначных утверждений.

Во-вторых, всё это – разговоры о том, что если фотография НЕ НРАВИТСЯ, то можно попытаться найти ответ, ПОЧЕМУ она не нравится.

Обратное - мягко говоря неверно. Не получается при помощи простых правил сделать фотографию, которая обязательно понравится.

Ну и главное. Все эти идеи и правила отлично работают в тех случаях, когда на фотографии самое интересное - это размытые контуры, складывающиеся в какие-то фигуры или линии, явно проявляющиеся в том случае, если напрячь фантазию и отвлечься от сюжета.

То есть, легче всего они проявляются в тех случаях, когда фотография не имеет явно выраженного сюжета.

В тех случаях, когда на фотографии нет явно выраженного отношения фотографа к сюжету и объекту съёмки.

В тех случаях, когда на фотографии нет ничего, чем фотография была бы интересна зрителю.

И вот тогда наступает великолепная возможность для поиска тараканов в голове (линии, треугольники и другие размытые фигуры). Или для "технодрочерства" - "горизонт завален", "резкость недостаточна", "бокэ оставляет желать лучшего"...

А значит - при работе над фотографией очень важно понимать, что сильные, яркие и честные чувства, которые жили в голове у фотографа при съёмке кадра, нельзя заменить ничем. Это то единственное, что делает фотографию не просто хорошей, а живой и выдающейся. Без чувств и эмоций фотография - это не искусство, это всего лишь фотофиксация внешнего вида окружающего пространства.

Сергей Дубильер (c) 2010

Комментарии (0)