Школа фотографии Сергея Дубильера

 

Светофильтры для "цифры"

Светофильтры, наряду со штативами, использовались в фотографии практически с первых её шагов. В чёрно-белой фотографии светофильтры использовались для корректировки излишней чувствительности плёнки к синему спектру света, и недостаточной - к красному и жёлтому.

Кроме того, цветные светофильтры, применявшиеся при съёмке на чёрно-белые плёнки, помогали управлять контрастом сюжета, выделять облака на небе, избавляться от веснушек на портрете, и так далее. С приходом эры цветной фотографии на светофильтры легла обязанность помогать плёнке "приспосабливаться" к освещению, чтобы цветопередача на фотографиях была нормальной и естественной. К тому же, оптические насадки (также часто именуемые фильтрами) давали фотографу возможности разнообразить необычными эффектами свои фотографии. При съёмке портрета можно было софт-фильтром смягчить изображение, придав ему романтическое настроение. А при помощи "звёздного" фильтра можно было выделить, подчеркнув изящными лучиками, каждый яркий блик.

Сейчас цифровые технологии в фотографии - уже привычны и стандартны. А значит - многие правила, которыми руководствовались фотографы в использовании фототехники долгие годы, всё чаще подвергаются сомнениям. Часть аксессуаров, ранее применявшихся в фотографии, становится достоянием истории. Именно к таким аксессуарам иногда причисляют и светофильтры.

Однако так ли это на самом деле? Нужно ли при съёмке цифровой камерой использовать светофильтры? Если да, то какие из светофильтров будет полезно применять и в "цифровой" съёмке? Ответам на эти вопросы мы решили посвятить отдельную статью.

Свет и цвет

Для того, чтобы более детально рассмотреть применение светофильтров в фотосъёмке, обратимся к самим понятиям света и цвета. Как правило считается, что человеческий глаз видит (воспринимает в качестве света) излучение с длинами волн от 400нм (1нм (нанометр) = 10-9 метра) до 700нм. Коротковолновое (400-500нм) излучение воспринимается нами как сине-фиолетовый свет, длинноволновое (600-700нм) - как красно-вишневый, а все остальные цвета и оттенки заключены между ними. Монохроматический свет, представляющий собой излучение с одной длиной волны, встречается практически только в искусственных условиях, а в реальной жизни мы сталкиваемся со светом, в спектре которого в разных долях представлены излучения со всеми длинами волн видимого спектра. В зависимости от типа источника света, соотношение интенсивности входящих в него излучений с разной длиной волны может меняться в широких пределах.

Смесь излучений со всеми длинами волн видимого спектра, входящими в него в одинаковых пропорциях (подобная пропорция характерна для дневного освещения), носит название "белого света". Свет от других источников будет иметь иной количественный состав спектральных составляющих. В свете, приходящем от голубого безоблачного неба, преобладают лучи с короткой длиной волны, а в свете, излучаемым лампой накаливания, основной является доля длинноволновых (красно-оранжевых) лучей.

Практически все непрозрачные предметы, окружающие нас, обладают способностью полностью или частично отражать падающий на них свет. Именно в процессе отражения предметы проявляют такую характеристику, как цвет - способность избирательного отражения лучей падающего света в зависимости от длины волны последних. По характеру отраженного света мы, благодаря нашему зрению, можем судить о цветах предметов, окружающих нас. Зрение человека - сложный, мощный и совершенный инструмент восприятия окружающего нас пространства. В то же время нельзя назвать наше зрение точным инструментом восприятия окружающей действительности. Мозг, анализируя поступающие от сетчатки глаза сигналы, принимает во внимание и информацию, поступающую в мозг от других органов. Кроме этого, обрабатывая полученную информацию, мозг использует накопленный опыт, знания и даже - стереотипы восприятия. Для нас привычно видеть небо голубым, траву и листву - зелёной, белый лист бумаги - именно белым, и так далее. Причем для большинства предметов цвет может изменяться в достаточно широких пределах, не вызывая у нас не только дискомфорта, а даже -минимальных сомнений в соответствии цвета предмета нашему представлению о нем. Например, нарушенный цветовой баланс у телевизора у нас практически никогда не вызывает неприятных ощущений. Тем не менее, при возможности непосредственного сравнения, когда два предмета лежат рядом, мы можем определить даже незначительную разницу в их цвете.

Кроме этого наши глаза совершенно спокойно воспринимают огромный диапазон яркостей объекта, отчетливо различая детали одновременно и в глубоких тенях, и в ярких светах. Да и разные цвета мы порой воспринимаем неодинаково - один цвет кажется нам более ярким и светлым, а другой - более темным. Матрица цифрового фотоаппарата, точно так же, как и фотоплёнка, не обладает такими великолепными избирательными способностями. Она не думает, а поэтому передает все документально-точно (во всяком случае восприятие фотокамерой окружающей действительности гораздо более документальное, чем позволяет нам наше зрение).

Однако фотографируя, мы хотим получить не столько документальное подтверждение какому-то событию. Для нас самое важное - это запечатлеть на фотографии окружающую действительность такой, какой мы её воспринимаем, или как можно ближе к нашему восприятию. Поэтому фотоаппарату в этом деле надо помогать. В части случаев для этого достаточно лишь опыта фотографа, благодаря которому одним лишь выбором ракурса или освещения можно без каких-либо дополнительных средств получить картинку, близкую к нашему зрительному впечатлению. Ещё некоторую часть проблем автоматика цифрового фотоаппарата способна решить самостоятельно, а часть - можно решить потом, при обработке цифровых изображений на компьютере. Однако существует немало ситуаций и сюжетов, когда кроме опыта, фотографу приходится задействовать при съёмке и технические средства - например светофильтры.

 

Светофильтры

Светофильтрами принято называть устройства, изменяющие качественный или количественный состав света, проходящего через них. Кроме этого (особенно в переводной литературе) в разряд фильтров принято включать и разнообразные оптические насадки на объектив, не являющиеся, по существу, фильтрами в полном значении этого понятия - например диффузионные насадки мягкого фокуса, называемые софт-фильтрами (soft-filter), разного рода насадки для получения спецэффектов (лучевые фильтры, призматические насадки, дифракционные насадки, насадочные линзы для макросъемки) и так далее. Поэтому, описывая разного рода насадки на объектив, мы будем для них также использовать термин "фильтр". Ну и, поскольку цифровая фототехника сейчас является наиболее распостраненной, мы решили из всего огромного ассортимента выпускаемых светофильтров рассмотреть только те, которые есть смысл применять в "цифровой" съёмке.

Матрицы всех цифровых фотоаппаратов рассчитаны для того, чтобы создавать цветное изображение. Поэтому зелёный и жёлто-зелёный светофильтры, применявшиеся в чёрно-белой фотографии для правильной тонопередачи, на цифровом фотоаппарате своей роли выполнять не смогут. Точно так же и фильтры управления контрастом (жёлтый, оранжевый, красный и голубой) не дадут при цифровой съёмке того же эффекта, что при работе с традиционными черно-белыми плёнками. Во всяком случае, если при съёмке цифровым фотоаппаратом стоит задача добиться максимально выразительного монохромного изображения, то более эффективным и качественным вариантом будет конвертировать отснятые в цветном режиме изображения в "ч/б" на компьютере.

Также ненужными оказались при цифровой съёмке конверсионные и цветобалансирующие светофильтры (сине-голубого, янтарного и розового цветов), предназначенные для согласования цветовых характеристик света и плёнки. Благодаря широчайшим возможностям и простоте процедуры установки баланса белого, цифровую камеру можно легко настроить для съёмки при любом освещении (в том числе - и автоматически). В итоге из всего большого ассортимента светофильтров для "цифровых" целей наибольший интерес представляют светофильтры, выполняющие защитную функцию (ультрафиолетовый, защитный и скайлайт), поляризационный фильтр, нейтрально-серые фильтры, также - разного рода оптические насадки (эффектные, "звёздные" и софт-фильтры). Именно о них мы в нашей статье и расскажем.

 

Ультрафиолетовый светофильтр

Ультрафиолетовый светофильтр UV (0) - один из самых распостраненных и часто применяемых. Основная функция ультрафиолетового фильтра - не пропускать к матрице невидимое глазом ультрафиолетовое излучение (с длиной волны короче 370-390 нм). Наибольшая длина поглощаемого фильтром ультрафиолетового излучения иногда указывется в маркировке - фильтры с маркировкой "L35", "L37", "L39" или "L41" не пропускают к матрице ультрафиолетовое излучение с длиной волны 350, 370, 390 и 410 нм соответственно. Безусловно, далеко не всё излучение ультрафиолетовой части солнечного света доходит до поверхности Земли. Самое коротковолновое ультрафиолетовое излучение (длина волны 290-300нм и короче), называемое "жестким ультрафиолетом", практически полностью задерживается окружающим Землю слоем озона, а мягкое ультрафиолетовое излучение, имеющие длину волны 300-400нм, задерживается в разной степени атмосферной дымкой, плотность которой (а следовательно - и способность поглощать ультрафиолет) сильно зависит и от места съемки, и от погоды, и от времени суток. Например, при съёмке в средней полосе утром и вечером можно не беспокоиться о каком-то отрицательном влиянии на изображение - ультрафиолетовые лучи полностью задерживаются атмосферной дымкой, и практически не достигают поверхности Земли. Днём, когда Солнце в зените, количество доходящих до объекта съёмки ультрафиолетовых лучей уже достигает уровня, при котором их влияние становится очевидным, а при съёмке высоко в горах или на морском берегу уровень ультрафиолетового излучения уже настолько велик, так что, если не применять мер защиты от ультрафиолетового излучения, изображение может пострадать. В обычной фотографии ультрафиолетовые лучи не только не используются, но и являются вредными - большинство фотографических объективов не рассчитано для точной фокусировки изображения, создаваемого ультрафиолетовыми лучами. Соответственно - это изображение, как правило, будет нерезким и будет приводить к потере общей резкости на фотографиях. Особенно этот эффект заметен при использовании длиннофокусных и светосильных объективов. Кроме этого, реакция матрицы на ультрафиолетовое излучение далеко не всегда адекватна. Значит, поскольку ультрафиолетовую часть спектра света использовать с пользой не получается, проще от неё избавиться при помощи ультрафиолетового фильтра. Обычно ультрафиолетовый светофильтр практически бесцветен (или имеет лёгкую желтоватую окраску), а кратность его равна 1. То есть он, отфильтровывая ультрафиолетовое излучение, не задерживает лучи света, участвующие в образовании полезного изображения.

 

Скайлайт

Фильтр под названием "скайлайт" (маркировка на оправе - SKYLIGHT 1B, SKYLIGHT 1A, или KR 1.5) имеет незначительную розовую окраску (1B плотнее, 1А - светлее) и предназначен для коррекции света от чистого неба (название "sky light" дословно переводится с английского как "свет неба"). Свет, приходящий от чистого неба, имеет достаточно высокую цветовую температуру. Следовательно, объект съёмки, освещенный этим светом, будет иметь неприятный "холодный" (синеватый) оттенок. Фильтр SKYLIGHT слегка "утепляет" цветопередачу, корректируя эту излишнюю синеватую окраску объекта съёмки. Оптическая плотность фильтра SKYLIGHT весьма мала, поэтому и фактор увеличения экспозиции при съёмке с ним, как правило, указывается от 1х до 1.1х, что практически не требует коррекции экспозиции. При съёмке цифровой камерой "цветокорректирующие" свойства скайлайта не используются (этого же эффекта можно достичь правильной настройкой баланса белого), а применяется он практически так же, как и ультрафиолетовый. Впрочем, специально покупать "скайлайт" для защиты объектива цифровой камеры не стоит (особенно когда речь идёт о широкоугольном объективе). В ряде случаев такой фильтр может приводить к незначительному искажению цветопередачи синих и голубых объектов – например неба.

 

Защитный фильтр

Для защиты объектива от повреждений и загрязнений служит защитный фильтр (маркировка на оправе "PROTECT" или "NEUTRAL/CLEAR"). Такой фильтр фактически не изменяет ни спектрального состава, ни интенсивности, ни других характеристик проходящего через него света. Производители, наоборот, прилагают все силы для того, чтобы защитный фильтр вносил как можно меньше таких изменений. Главное назначение такого фильтра - защищать переднюю линзу объектива от неблагоприятных воздействий окружающей среды - например пыли, капель влаги, а также - от жирных отпечатков пальцев и предметов, способных повредить нежную поверхность просветляющего покрытия (а иногда - даже и стекла) передней линзы объектива. В качестве защитного фильтра можно, не снимая с объектива, применять ультрафиолетовый фильтр и даже скайлайт. Сторонников и противников применения этих светофильтров для постоянного ношения немало, и каждая точка зрения по-своему обоснована, поэтому однозначного мнения на этот вопрос в литературе нет. Безусловно, любая оптическая деталь (в данном случае - светофильтр), которая не была учтена при расчете оптической схемы объектива, сможет лишь ухудшить качество изображения, даваемого объективом. Однако ухудшение качества изображения, возникающее в результате повреждения поверхности передней линзы объектива, зачастую не только заметно гораздо больше, но и носит необратимый характер - переднюю линзу, в отличие от защитного светофильтра, нельзя ни снять, ни заменить. Так что в этом случае приходится выбирать из двух зол меньшее.

 

Качество светофильтра

К оптическому качеству фильтра, постоянно одетому на объектив, предъявляются достаточно высокие требования, ведь фильтр невысокого качества способен вызвать значительное ухудшение качества изображения, в первую очередь - уменьшение резкости и падение контраста. Поэтому в качестве фильтра постоянного ношения можно применять только самые высококачественные светофильтры (справедливости ради стоит отметить, что в результате применения высококачественного светофильтра для защиты объектива падение резкости практически незаметно даже при съёмке со штатива, не говоря уже про съёмку с рук). Ведущие производители светофильтров неустанно ведут борьбу в этом направлении. Совершенствуются процессы варки и охлаждения стекла, обработки заготовок будущих фильтров, значительно ужесточается контроль геометрических параметров светофильтров - плоскостности и параллельности их поверхностей.

 

Просветление

Большое значение имеет и такой параметр светофильтра, как коэффициент светопропускания. У непросветленного светофильтра коэффициент отражения света на границе "стекло - воздух" составляет около 5%, соответственно для светофильтра типа UV или SKYLIGHT, имеющего две поверхности "стекло - воздух", коэффициент пропускания света составит чуть больше 90%. Это вроде бы и не страшно, однако порядка 1/3 от оставшихся 10% света всё-таки попадает на плёнку, но уже в рассеянном от многократного переотражения в промежутке между обеими поверхностями фильтра и передней линзой объектива виде, уменьшая контраст получаемого изображения и приводя к утрачиванию деталей в тенях изображения. Особенно заметно падение контраста от рассеяния света на фильтре при съёмках контрастных сюжетов, не говоря уже о съёмках против света. Для уменьшения этого неприятного эффекта на поверхности фильтра напыляют в вакууме специальные просветляющие покрытия. Принцип действия просветляющего покрытия основан на интерференционных эффектах падающего и отраженного света в напыленной на границе раздела тонкой (1/4 длины волны) прозрачной плёнке. Уже однослойное просветление позволяет уменьшить коэффициент отражения с 5% до 1-2%, а многослойное просветление (в зависимости от количества слоев) уменьшает отражение до 0.5-0.2%, что позволяет довести коэффициент пропускания поверхности светофильтров до рекордных цифр - от 97% (HOYA HMC UV) до 99.7% (HOYA HMC Super UV и HOYA PRO 1 UV). Многослойными просветляющими покрытиями в настоящее время покрывается большинство высококачественных светофильтров. Маркировка, свидетельствующая о многослойном просветлении, значительно отличается у разных изготовителей, а в ряде случаев даже может отсутствовать. Непросветленными, как правило, выпускаются фильтры большой оптической плотности (например - нейтральный NDx400), эффектные фильтры и насадки "мягкого фокуса". Также редко просветляют пластмассовые фильтры.

Некоторые фирмы (например Schneider-Kreuznach, Marumi) выпускают защитные и ультрафиолетовые светофильтры с дополнительным специальным "водоотталкивающим" покрытием (Water Proof Coat). Брызги воды, капли слюны и тому подобные загрязнения на поверхности фильтра, имеющего WP-покрытие, не растекаются, а потом - гораздо легче вычищаются. WP-покрытие не влияет на остальные оптические характеристики светофильтра, поэтому при выборе светофильтра, который будет использоваться в качестве защитного, мы рекомендуем обратить внимание на фильтры, оснащенные таким "всепогодным" покрытием.

 

Нейтрально-серые фильтры

Нейтрально-серые фильтры (маркировка на оправе "ND" и указание кратности фильтра или его оптической плотности). Нейтральные фильтры не влияют на спектральный состав проходящего через них света, ослабляя лишь мощность светового потока. Казалось бы, зачем ослаблять световой поток, когда есть много других способов уменьшить количество света, попадающего на плёнку - закрыть побольше диафрагму, или поставить выдержку покороче, тем более что выдержки 1/2000с - 1/4000с уже давно стали нормой даже на любительской аппаратуре, не говоря уже о профессиональных аппаратах, где выдержкой в 1/8000с - 1/12000с уже мало кого можно удивить? Есть даже поговорка, гласящая что "света много не бывает!". Тем не менее в практике фотографа-профессионала нередко возникают ситуации, когда света таки много, и лишь применение нейтральных фильтров позволяет добиться желаемого художественного эффекта. К примеру, съёмка текущей воды на коротких выдержках дает весьма неприятный эффект - "замороженная" короткой выдержкой вода скорее напоминает стекло, чем воду. Выдержек немногим длиннее 1/30с, когда вода уже становится похожа на воду, выбирая минимальную чувствительность, ещё можно добиться закрыванием диафрагмы "до упора" (до f/22 - f/32), однако при этом уже не только падает разрешающая способность объектива, но и исчезает возможность использовать глубину резкости для расстановки "акцентов" в изображении. Ну а выдержек порядка 1 - 2 секунды и длиннее, при которых текущая вода становится похожа на переливающийся туман, без нейтрального фильтра уже не добиться никак - даже в лесу на рассвете для таких снимков света уже многовато. Другой пример применения нейтральных фильтров - съёмка портрета при дневном освещении. В таких съёмках для лучшего выделения объекта съемки (чтобы лучше "оторвать" его от фона) используются светосильные объективы, которые при съёмке практически не диафрагмируют (используя диафрагмы порядка f/1.4 - f/2.8), что зачастую затруднительно без применения нейтральных фильтров. Наиболее часто в этих целях применяются нейтральные светофильтры, уменьшающие световой поток в 2, 4 и 8 раз. Наиболее востребованный, естественно - это 8-кратный нейтральный фильтр (причем для некоторых съёмок имеет смысл использовать 2 таких фильтра).

Также, для специальных целей, выпускаются нейтрально-серые светофильтры и большей кратности (от 400 до 1000000), пропускающие лишь незначительную часть светового потока, падающего на них. Используются они для наблюдения и съёмки объектов, имеющих очень большую яркость (например - поверхности Солнца), а также - для съёмки со сверхдлинными выдержками (от десятков секунд до десятков минут) для получения эффекта "безлюдности", когда на снимке остаются только неподвижные объекты.

 

Поляризационные фильтры

Распостранение света - это волновой процесс, подобный волнам на поверхности пруда от брошенного в воду камня. Только обычно колебания вектора напряженности волны света (свет представляет собой поперечную электромагнитную волну) не ограничены одной плоскостью, как в случае с поверхностью воды, а происходят во всех направлениях (перпендикулярно направлению распостранения волны). Однако можно искусственным образом сделать так, чтобы колебания эти происходили в одной плоскости. В этом случае такой свет будет называться линейно-поляризованным, и обладать некоторыми, отличными от естественного (неполяризованного) света, свойствами. По характеру воздействия на глаз или фотоплёнку линейно-поляризованный свет от неполяризованного ничем не отличается. Определить степень поляризованности света и направление его поляризации можно только одним способом - посмотрев на него через "анализатор" - среду, пропускающую только свет, поляризованный в одной плоскости и, соответственно, поглощающий свет, поляризованный в перпендикулярной плоскости. В качестве анализатора и выступает применяемый в фотографии поляризационный светофильтр, представляющий собой пластинку специального материала, поляризующего свет (например - кристаллов герапатита), укрепленную между двумя оптически плоскими стеклами. Весь этот "бутерброд" монтируется в специальной вращающейся оправе, на которой одной или двумя точками наносится метка, показывающая положение плоскости поляризации фильтра. Как и для чего можно применить эти замечательные свойства поляризационного фильтра?

Поляризация света может происходить и в естественных условиях - при зеркальном отражении от любых неметаллических поверхностей. Естественный свет, будучи изначально неполяризованным (точнее - хаотически поляризованным, то есть состоящим из смеси волн с разным направлением поляризации), при зеркальном отражении от неметаллических поверхностей приобретает свойства линейно-поляризованного света. Физически это объясняется тем, что для света с разным направлением поляризации при зеркальном отражении от неметаллической поверхности создаются разные условия. Наиболее благоприятны условия отражения для света с поляризацией, параллельной плоскости падения - такой свет отражается без потерь. Свет с иной ориентацией плоскости поляризации в большей или меньшей степени гасится при отражении.

Поэтому наиболее очевидное применение поляризатора - это устранение (или, по крайней мере - уменьшение интенсивности) бликов, образующихся на блестящих неметаллических поверхностях, например - стеклянных витринах и окнах, окрашенных или покрытых пластиком поверхностях, водной глади и так далее. Использовать поляризационный светофильтр достаточно просто - ведь производимый им эффект заметен на глаз и хорошо виден в видоискателе фотоаппарата. При этом единственное, что желательно знать из теории, это тот факт, что степень поляризации отраженного света варьируется при изменении угла падения (отражения) света. Угол, при котором поляризация отраженного света достигает максимума, зависит от материала отражающей поверхности, и составляет обычно 50-60 градусов от нормали отражающей поверхности (соответственно - 30-40 градусов от самой поверхности). Поэтому для того, чтобы при помощи поляризационного светофильтра полностью ликвидировать нежелательное отражение от блестящей поверхности, есть смысл выбрать направление съёмки таким образом, чтобы отражающая поверхность (блики с которой предполагается убирать) располагалась под оптимальным углом к фотоаппарату.

Поляризационный фильтр также весьма эффективен и в случаях, когда поверхность объекта съёмки имеет смешанный зеркально-диффузный характер отражения. Весьма небольшого времени, проведенного с поляризационным светофильтром в руках, достаточно для того, чтобы найти вокруг себя уйму предметов, поверхность которых обладает таким типом отражения - при разной ориентации плоскости поляризации фильтра меняется оттенок цвета многих предметов, окраска их становится сочнее и насыщеннее. Главное тут - не переусердствовать, потому как совсем лишенные бликов предметы выглядят бесформенными. Да и цвет некоторых предметов может измениться достаточно значительно, выйдя за пределы приемлемого для восприятия.

Кроме такого очевидного примера использования поляризационного светофильтра есть ещё масса не столь очевидных, но не менее удачных и эффективных способов его применения - поляризованный свет присутствует вокруг нас в большом количестве. Голубое небо, например, обязано своим цветом отражению сине-фиолетовой части солнечного света от мельчайших капелек воды, составляющих атмосферную дымку. А поскольку отражение света от поверхности каждой капельки носит характер зеркального отражения от неметаллической поверхности, то свет, идущий от неба, оказывается линейно-поляризованным. Следовательно, выбрав соответствующее направление съёмки, можно при помощи поляризационного светофильтра сделать голубое небо значительно темнее, не оказывая влияния на воспроизведение остальных деталей пейзажа. Максимальный эффект применения фильтра достигается в том случае, когда солнце находится под углом около 90 градусов к направлению съёмки, а плоскость поляризации фильтра установлена в горизонтальное положение. Кстати, этот же принцип используется и в солнцезащитных очках, выпускаемых Polaroid corporation.

 

Циркулярный и линейный поляризатор

Кратность поляризационного фильтра составляет в среднем 3 - 4, то есть применение поляризационного фильтра требует увеличения экспозиции на 1.5 - 2 ступени (в 3 - 4 раза) в сравнении с экспозицией без фильтра. Несмотря на вносимый при вращении фильтра эффект, кратность фильтра, как правило, мало зависит от ориентации плоскости поляризации фильтра - ведь поляризационный фильтр используется для уменьшения яркости бликов, размеры которых чаще всего незначительны. Конечно, полную уверенность в точности экспонирования с фильтром можно получить при помощи замера света по системе TTL (Through The Lens - через объектив). Однако некоторые фотоаппараты, имеющие систему TTL-замера света, используют для разделения светового потока оптические элементы, сами по себе поляризующие свет. Например, в автофокусных зеркальных фотоаппаратах таким элементом зачастую выступают полупрозрачные участки на зеркале, необходимые для работы датчиков системы автофокусировки (расположенных под зеркалом). В таком случае получается, что прошедший через поляризационный фильтр свет, будучи уже практически на 100% поляризованным, на пути к датчику экспозамера проходит через еще один поляризатор, который при несовпадении плоскостей поляризации дополнительно ослабляет световой поток, а значит - и вносит в экспонометрическую систему аппарата нежелательную "поправку", приводящую к занижению показаний экспонометра и переэкспонированию плёнки. Обойти такую неприятность можно, используя специально модифицированный поляризационный фильтр, называемый "циркулярным" (в отличие от обычного - "линейного" - поляризатора). В конструкцию циркулярного поляризационного фильтра кроме защитных стеклянных пластинок и пластинки поляроида, входит ещё и пластинка "1/4 длины волны", преобразующая линейно-поляризованный свет в циркулярно-поляризованный, который уже не ослабляется при дальнейшем прохождении через оптические элементы камеры, обладающие свойствами линейного поляризатора.

Не оставим без внимания и то, что циркулярный поляризационный фильтр идентичен линейному (за единственным исключением, о котором речь будет ниже) как по выполняемым функциям, так и по методам обращения с ним. Отличить их можно лишь по соответствующей надписи, либо - по тому факту, что циркулярный поляризационный фильтр притемняет блики только будучи развернутым присоединительной резьбой к глазу (или объективу), а линейный поляризатор - одинаково работает в любом направлении. Для уменьшения количества применяемых одновременно светофильтров (от лишней пары границ воздух-стекло и лишней высоты оправы пользы ведь никакой), иногда выпускаются "гибриды", обладающие свойствами циркулярного поляризационного и, например, ультрафиолетового (UV) или конверсионного (85В) фильтров одновременно.

Поляризационные светофильтры можно применять не только по одному, но и попарно, используя в качестве нейтрального фильтра с изменяемой плотностью. Вращая один фильтр относительно другого, можно изменять светопропускание такой пары в широких пределах - от минимума в 3 - 4 ступени (когда плоскости поляризации обоих фильтров совпадают) до практически непрозрачного состояния, когда плоскости поляризации фильтров перпендикулярны - при этом свет ослабляется более, чем на 12-15 ступеней (4000 - 30000 раз). Применяя такую комбинацию, нужно помнить, что внешний (первый по ходу света) поляризационный фильтр обязательно должен быть линейным, а ближний к камере (в случае автофокусного зеркального аппарата) - циркулярным.

 

Эффектные фильтры

Эффектные фильтры (насадки) служат для того, чтобы видоизменить изображение для получения выразительного художественного эффекта. На использовании так называемых "растровых сеток" основана работа "звездных" фильтров - CROSS SCREEN, STAR-SIX, STAR-EIGHT, VARIOCROSS. Будучи установленными на объективе, эти фильтры дополняют любой яркий точечный источник света, попавший в кадр, длинными линиями, которые подобно лучам проходят через его центр. Чтобы достичь такого эффекта, на поверхности фильтров этого типа вытравлены тонкие пересекающиеся линии, проходящие параллельно по всей его поверхности на расстоянии нескольких миллиметров друг от друга. В зависимости от вытравленной на поверхности фильтра структуры, последний может давать разное количество лучей.

Две группы параллельных линий, расположенные под прямым углом между собой, дают эффект четырех крестообразно расходящихся лучей, идущих от каждого точечного источника света в кадре (фильтр CROSS SCREEN).

На поверхности фильтра STAR SIX вытравлено уже три группы параллельных линий, ориентированных под углом 120 градусов друг относительно друга. Соответственно, при использовании этого фильтра каждая светящаяся точка на фотографии будет иметь по шесть лучей.

По аналогичной технологии, но уже с четырьмя группами линий, выполнен и "восьмилучевой" фильтр STAR EIGHT, дающий эффект звездных вспышек с восемью лучами.

Несколько отличающимся эффектом обладает ещё один фильтр из этой серии - VARIOCROSS. Он представляет собой конструкцию из двух стекол, на которых вытравлены параллельные линии. Каждое из этих стекол укреплено в своей оправе, которые могут быть развернуты относительно резьбовой оправы независимо друг от друга на произвольный угол. Соответственно, на снимке каждый точечный источник света получает четыре лучика, но в отличие от фильтра CROSS SCREEN, угол между лучами можно изменять.

"Лучистый" эффект, производимый такими фильтрами, выражен только в том случае, когда в кадре есть яркие точечные источники света - Солнце (когда оно стоит невысоко над горизонтом), уличные фонари, блики на резких изгибах блестящей поверхности и так далее. Особенно удачным получается применение "звездных" фильтров для высококонтрастных сюжетов - например при съёмках ночных городских пейзажей. При диафрагмировании эффект этих фильтров падает, поэтому съёмку лучше вести на средних (5.6 - 8) или более открытых диафрагмах. Применяя "звездные" фильтры на широкоугольных и сверхширокоугольных объективах, следует помнить о большой глубине резкости задиафрагмированного объектива - в резкость может попасть структура, вытравленная на поверхности фильтра.

При отсутствии в кадре ярких точечных источников света фильтры "звездного" типа производят незначительный смягчающий эффект, уменьшая микроконтраст даваемого объективом изображения. Такой эффект можно с успехом применять в съёмке портретов, когда излишний контраст, выражающийся в "жесткости" изображения, является нежелательным.

Фильтры, использующие эффект дифракционного разложения света на спектральные составляющие, по устройству подобны "звездным" фильтрам. Однако в отличие от "звездных" (растровых) фильтров, нанесенные на поверхность дифракционной решетки линии гораздо тоньше, и расположены настолько часто, что увидеть их невооруженным глазом практически невозможно - дифракционный фильтр выглядит как слегка мутноватое стекло. Такой фильтр разлагает на спектральные составляющие свет, идущий от ярких точечных источников, дополняя каждый источник света радужной линией. Дифракционный фильтр можно с успехом применять и в портретной съёмке. В этом случае, ввиду отсутствия ярких точечных источников света, получается эффект другого рода - дифракционный фильтр делает изображение более мягким, сглаживая контрастные переходы на границе света и тени, придавая освещенным участкам своеобразные светящиеся ореольчики.

 

Насадки "мягкого" фокуса

Для получения особого "мягкого" изображения (в первую очередь в портретной съёмке) применяются достаточно дорогие софт-фокусные объективы (Softfocus lens). Получаемое с их помощью изображение не является нерезким (хотя на первый взгляд кажется, что резкости нет), но в то же время оно лишается излишнего микроконтраста, придающего изображению на фотографии излишне "жесткий" и грубый рисунок. Как правило, в софт-фокусных объективах эффект "мягкого" изображения создается за счет неисправленной (или намеренно вносимой при расчете оптической схемы) остаточной аберрации (как правило - сферической, чтобы эффект можно было применять не только на черно-белых, но и на цветных фотоматериалах). Эффект "мягкого фокуса" в этом случае получается за счет наложения резкого и расфокусированного изображений, получающихся в результате несовпадения плоскости фокусировки краевых и центральных лучей. Более дешевым, а значит - и более популярным методом получения смягченного изображения являются специальные оптические насадки на обычный съемочный объектив, называемые "фильтрами мягкого фокуса". Такие насадки, будучи установленными перед объективом, видоизменяют исходное изображение - несколько уменьшают общий контраст снимка и значительно снижают его микроконтраст. При этом изображение становится одновременно и резким, и слегка размытым (в отличие от изображения, даваемого расфокусированным объективом). Особенно красивый и приятный эффект в результате применения софт-фильтров получается в тех случаях, когда освещение создает активный световой рисунок, с четко выраженными светами и сочными тенями. При излишне мягком освещении применение смягчающих насадок может в отдельных случаях даже привести к неприятным эффектам - "размыливанию" и "ватности" изображения. Поэтому максимально эффективное применение смягчающих фильтров всегда требует проб и экспериментов.

В контексте же применения светофильтров на цифровых фотоаппаратах следует заметить, что эффект многих софт-фильтров вполне реально имитировать при компьютерной обработке фотографии в специализированных редакторах изображения (например Adobe Photoshop). Только для этого нужно еще до съёмки достаточно подробно знать, каким получится снимок в результате такой обработки.

 

Фильтры специального назначения

У двухцветных светофильтров (DUAL-COLOR) каждая из двух половин фильтра окрашена в свой цвет. Чаще всего встречаются сочетания красного и синего (R/B), оранжевого и зеленого (O/G), желтого и пурпурного (Y/P) цветов. Для улучшения оптического качества (устранения неравномерности коэффициента преломления и устранения бликообразования на границе раздела) такие светофильтры изготавливают не из двух половинок окрашенных в массе стеклянных фильтров, а в виде "бутерброда" из двух тонких пластинок высококачественного оптического стекла, между которыми зажаты окрашенные в разные цвета желатиновые фолиевые фильтры.

Трехцветные светофильтры (TRICOLOR) изготавливаются по той же технологии, как и двухцветные (DUAL-COLOR), но окрашенные в разные цвета желатиновые фолии располагаются либо тремя секторами (TRI - triangle), либо тремя параллельными линиями (PARA - parallel). Как правило, наиболее интересный эффект дает комбинация основных (зеленый-красный-синий), либо дополнительных (голубой-желтый-пурпурный) цветов. При монтаже эффектных светофильтров типа TRICOLOR или DUAL-COLOR в круглых резьбовых оправах, последние делают вращающимися для свободного управления эффектом. Применяют такие светофильтры в основном в цветной фотографии для получения особых художественных эффектов. Полуфильтры (HALF COLOR) могут быть аналогичны по устройству фильтрам DUAL-COLOR, но иметь окрашенной только одну половину фильтра, вторая же остается прозрачной. Стеклянные полуфильтры выпускаются обычно круглой формы, и монтируются (аналогично фильтрам DUAL-COLOR) во вращающейся резьбовой оправе. Иная технология получения наполовину окрашенного светофильтра применяется в случае изготовления его из оптической пластмассы. В этом случае "половинчатая" окраска производится частичным погружением заготовки будущего фильтра в раствор специального красителя. Изготовленные из оптической пластмассы полуфильтры имеют, как правило, прямоугольную форму, и предназначены для использования в компедиумах (например - в системе эффектных светофильтров Cokin). Полуфильтры выпускаются достаточно широкой гаммы расцветок, позволяющих широко применять фильтры этого типа не только для спецэффектов при съёмке на цветную плёнку, но и использовать их для получения более правильной тональной передачи как в черно-белой, так и в цветной фотографии. Например, полуфильтры желтого, оранжевого и красного цветов можно использовать для коррекции тональной передачи неба на черно-белых снимках, а полуфильтры серого цвета (обычно выпускаемые нескольких градаций плотности) - для аналогичного использования при съемке на цветную пленку. Также, специально для использования в пейзажной фотографии в целях притемнения неба, выпускается аналогичный по устройству нейтральный полуфильтр HALF NDx4, уменьшающий экспозицию одной половины кадра на 2 ступени (в 4 раза), не внося изменений в экспозицию остальной части кадра.

Светофильтры HALF COLOR, HALF NDx4, DUAL-COLOR и TRICOLOR имеют общую особенность - эффект, получаемый с их помощью, в значительной мере варьируется в зависимости от фокусного расстояния и конструкции объектива, а также - диафрагмы, при которой ведется съёмка. Чем короче фокусное расстояние объектива, чем дальше от объектива (точнее - от передней фокальной плоскости объектива) находится светофильтр, и чем сильнее задиафрагмирован объектив, тем более резкими и четкими выходят на снимке границы перехода между цветами. Соответственно, обратные действия - применение более длиннофокусной оптики и открывание диафрагмы приводят к большему размытию этой границы. Для регулировки этого эффекта в достаточно широких пределах можно использовать диафрагмирование объектива. Получающийся эффект хорошо виден в видоискателе фотоаппарата при закрытой до рабочего состояния диафрагме, поэтому его достаточно легко контролировать при помощи функции DOF-preview (depth-of-field preview - просмотр резко изображаемого пространства), которую имеет часть фотоаппаратов.

У градиентных (GRADUAL COLOR) светофильтров, подобно полуфильтрам (HALF COLOR), окрашена лишь половина поверхности фильтра, однако граница раздела окрашенной и неокрашенной частей светофильтра не резкая, как у HALF COLOR, а плавная - плотность окраски на протяжении 1/3 - 1/4 диаметра фильтра изменяется от полностью прозрачной до максимальной плотности. Достигается такая специфическая окраска достаточно сложным способом - многократными последовательными погружениями акриловой пластины в слабый раствор красителя, проникающего в молекулярную структуру материала будущего фильтра, при этом проводится тщательный контроль плотности получающейся окраски. Фильтры такого типа выпускаются как серого цвета (GRADUAL GRAY), так и окрашенными в другие цвета - например в желтый (YELLOW), синий (BLUE), табачный (TOBACCO), розовый (PINK) и так далее. Применяются эти светофильтры для того, чтобы окрасить (цветные фильтры) или уменьшить яркость (серые фильтры) одной части изображения, не оказывая влияния на остальное изображение. Для удобства использования круглых светофильтров GRADUAL COLOR их устанавливают во вращающихся оправах с резьбовым креплением. Еще больше возможностей дает применение светофильтров с градиентной окраской, изготовленных в виде прямоугольных пластин для использования в компедиуме (например - система фильтров Cokin) - в этом случае светофильтр можно не только поворачивать на любой угол, но и смещать границу раздела окрашенной и неокрашенной частей фильтра в определенных пределах.

Применение в фотосъёмке градиентных светофильтров GRADUAL COLOR в целом аналогично использованию окрашенных полуфильтров HALF COLOR. Основная разница между ними заключается характере передачи на снимке границы между окрашенной и неокрашенной половинами фильтра - у светофильтров GRADUAL COLOR граница окраски, независимо от фокусного расстояния и диафрагмы объектива, всегда остается мягкой и плавной, что позволяет применять светофильтры GRADUAL COLOR при малых значениях диафрагмы и с широкоугольными объективами, избегая излишней грубости перехода, имевшей бы место в случае применения в таких условиях фильтров типа HALF COLOR.

Набор POP FILTER SET состоит из трех светофильтров, окрашенных в три основных цвета - красный, синий и зеленый. Тройное экспонирование кадра поочередно за каждым из этих светофильтров в сочетании с применением штатива позволяет достичь нескольких необычных эффектов, основанных на аддитивном сложении света. Поскольку красный, синий и зеленый свет в сумме дают белый свет, то те предметы, которые оставались неподвижными в течение всех трех экспозиций, получаются на снимке в естественных цветах, а передвигавшиеся от экспозиции к экспозиции - автоматически окрашиваются. Другой вариант экспонирования с применением набора POP FILTER SET - уже для неподвижных предметов, но с освещением, меняющим свой световой рисунок. Такой набор светофильтров, будучи укрепленным на вращающейся турели (для быстрой и удобной смены фильтра) носит название "затвора Харриса". Чтобы при съёмке на пленку вычислить правильную экспозицию для получения сбаланстированного в цветовом отношении кадра при применении набора фильтров POP FILTER SET, нужно уменьшить исходное значение экспозиции (без применения фильтров и для однократного экспонирования) на 1.5 ступени (в 3 раза), а потом, рассчитывая длительность экспонирования за каждым фильтром, увеличивать полученное время в соответствии с кратностью каждого из фильтров. При использовании же цифровой камеры, где мультиэкспозиция невозможна, применение "затвора Харриса" производится несколько иначе. Три отдельных кадра, снятые за каждым из светофильтров, сводятся потом в один файл, как три цветовых канала (R-G-B) при компьютерной обработке.

 

Фильтр "двойники"

При помощи мультиэкспонирования можно создавать очень необычные и запоминающиеся снимки - например два изображения одного и того же человека в разных частях кадра. Но применить многократную экспозицию на таком сюжете легко лишь в случае съемки на темном фоне, ведь в ином случае эффект будет совсем другим - вместо четкого и сочного изображения получится полупрозрачное. Но и в случае, когда сюжет с "двойниками" предполагается снимать не на черном фоне, выход есть. Решить проблему поможет специальная насадка DUAL-IMAGE, представляющая собой вращающуюся оправу с укрепленным в ней "бутербродом" из двух тонких стеклянных пластинок и тонкой черной непрозрачной пленки таким образом, что половина фильтра полностью прозрачна, а вторая - совершенно непрозрачна. Съемка с такой насадкой не столь проста, как кажется на первый взгляд. Аппарат обязательно должен быть укреплен на устойчивом штативе, взводить затвор следует очень аккуратно, чтобы не сместить аппарат (а еще лучше, когда взвод затвора аппарата производится встроенным или навесным моторным приводом). Фокусировку и режим экспонирования также стоит переключить в ручной режим, ведь перекрывая половину поверхности объектива, насадка DUAL-IMAGE не позволит нормально работать ни автоматике наводки на резкость, ни экспозиционной автоматике. Диафрагму при использовании насадки DUAL-IMAGE следует выбирать более закрытую (не менее чем до 8 - 11, соответственно подобрав выдержку для правильного экспонирования плёнки) - это необходимо для получения более четкой границы раздела между двумя половинами изображения.

 

Полулинза

Полулинза (SPLIT-FIELD) - представляет собой вращающуюся оправу, в которой укреплена половина от линзы, аналогичной используемой при макросъёмке. Данная насадка позволяет достичь нескольких достаточно необычных эффектов, управляя резкостью переднего и заднего плана одновременно, например - делая одновременно резкими цветы на переднем плане и красивый особняк на заднем плане. Применение полулинзы может потребовать выбора фокусного расстояния и изменения диафрагмы объектива для выбора наилучшего эффекта - при изменении как диафрагмы, так и фокусного расстояния объектива значительно изменяются отношение расстояния наводки на резкость (отдельно для переднего и заднего плана), глубина резкости (соответственно - для каждого плана) и четкость линии, отделяющей передний план (снимаемый через линзу) от заднего плана, снимаемого без линзы.

 

Конструкция и качество светофильтров

Светофильтры, по большому счету, могут быть изготовлены из любого оптически прозрачного материала, а специфические свойства фильтрам могут быть приданы либо окраской (поверхностной или в массе), либо нанесеним специальных дифракционных покрытий, либо - специальной формой поверхности. На практике же изготовление светофильтров, применяемых для фотосъёмки, оказывается не таким простым делом, ведь такие светофильтры помещаются перед объективом, а значит - составляют с ним общую оптическую систему. Поэтому требования к светофильтрам приходится предъявлять столь же строгие, как и к фотографическим объективам. Для изготовления светофильтров в основном применяются те же материалы, что и для изготовления объективов - высококачественное оптическое стекло или специальные оптические пластмассы. Часть светофильтров специального назначения (выпускаемых в небольших количествах) изготавливается на основе желатиновых плёнок. Дорожащие своей репутацией производители, выпускающие большую гамму светофильтров разного назначения, применяют при изготовлении того или иного типа светофильтра ту технологию и те материалы, которые обеспечивают наилучшее параметры светофильтра. Стекло, например, чаще всего применяется для изготовления светофильтров в тех случаях, когда требуется высокая механическая прочность поверхности светофильтра, и в случаях, когда поверхности фильтра предполагается покрывать просветляющими покрытиями. Цвет стеклянным светофильтрам обычно придают введением при варке стекла в его состав специальных веществ-красителей (так называемая "окраска в массе"). Такая окраска является наиболее стойкой к внешним воздействиям, ведь спектральные свойства фильтра не меняются даже при значительном загрязнении или повреждении его поверхности. Другие методы получения окрашенных стеклянных светофильтров - поверхностные поглощающие или интеренференционные плёночные покрытия - менее стойки к внешним воздействиям.

Оптические сорта пластмасс незаменимы при производстве светофильтров, имеющих градиентную окраску, а также - для изготовления разного рода оптических насадок, имеющих поверхность сложной формы. Окрашивание пластмассовых светофильтров производят окунанием их в раствор специального красителя, проникающего внутрь материала фильтра, и закрепляющегося там на молекулярном уровне.

Желатиновые светофильтры получают путем растворения в желатине специальных красителей и нанесения получившегося раствора на полированное стекло. После высыхания получившуюся плёнку (фолию) снимают со стекла и разрезают на части необходимого размера. Несмотря на то, что оптическое качество желатиновых светофильтров получается очень высоким, такие фильтры применяют нечасто - желатиновая фолия достаточно нежна, боится сырости, высоких температур, отпечатков пальцев и других неблагоприятных воздействий. При изготовлении фильтров специального назначения окрашеный слой желатины может быть помещен между двумя оптически плоскими стеклами, защищающими его от повреждений и вредных воздействий.

Светофильтры, применяемые в фотосъёмке, имеют в большинстве своем либо круглую, либо прямоугольную форму. Для установки на объектив фотоаппарата прямоугольных светофильтров применяются, как правило, особые системы крепления, включающие в себя специальный держатель ("компедиум"), в который можно установить до трех светофильтров одновременно, адаптерные кольца для монтажа компедиума с фильтрами на разных объективах, а также - специальные составные (модульные) бленды, защитные крышки и так далее. По такому принципу построена наиболее известная система эффектных светофильтров Cokin.

Круглые светофильтры (как стеклянные, так и пластмассовые) укрепляются в металлической оправе, снабженной резьбой (или байонетным креплением) для установки на объектив фотоаппарата. Размер присоединительной резьбы для крепления к объективам светофильтров и других насадок, как правило, выбирается производителями объективов из стандартного ряда. Наиболее распостранены резьбы диаметром 46, 49, 52, 55, 58, 62, 67, 72 и 77мм (метрическая резьба с шагом 0.75мм). Светофильтры большего и меньшего диаметра также выпускаются и применяются, но поскольку объективов, использующих такие резьбы, выпускается достаточно мало, в широкой продаже их встретить нелегко.

Производители фотоаппаратуры при конструировании оправ объективов стараются выбирать посадочные размеры для светофильтров из как можно меньшего ряда значений. Во всяком случае, особенно четко такое стремление многих производителей фотоаппаратуры отслеживалось ещё несколько лет назад. Например объективы Minolta имели резьбы для светофильтров лишь трех размеров - 49, 55 и 72мм, примерно таким же образом обстояло положение с оптикой Nikon, львиная часть которой имела резьбу 52мм, и лишь несколько светосильных, особо широкоугольных объективов и зумов имели резьбы 62мм и 72мм. Сейчас такое однообразие, значительно облегчающее фотографу покупку и использование светофильтров, уже не поддерживается столь тщательно. Особенно это касается недорогих "бюджетных" зумов и объективов "независимых" производителей. Но, тем не менее, часто появляется возможность подобрать оптику с одинаковой резьбой под светофильтры - это очень удобно. Причем одинаковое крепление светофильтров для используемых одновременно объективов позволяет не только иметь комплект светофильтров одного диаметра, но и избежать чехарды со сниманием и установкой крышек при съёмке. Однако и при наличии в комплекте объективов с разным диаметром резьбы под светофильтры, покупать несколько наборов светофильтров не стоит - это достаточно разорительно. Для таких случаев есть выход куда лучше - резьбовые адаптерные кольца "повышающего" и "понижающего" типа. Первые позволяют установить светофильтр с большим, чем на объективе, диаметром резьбы, а вторые - светофильтр меньшего диаметра. Практическое значение имеют в первую очередь "повышающие" кольца. Светофильтр большего диаметра, чем нужно для применения на данном объективе, может вызывать неудобство лишь одого рода - невозможность использования "родной" бленды (независимо от способа её крепления на объективе). К примеру, имея объективы с размером резьбы под светофильтры 52мм и 62мм, удобно собирать набор фильтров и насадок с резьбой 62мм, а на объективах с 52-й резьбой устанавливать фильтры и насадки через переходное кольцо 62-52мм.

Применение "понижающего" кольца может привести к гораздо менее приятным последствиям - виньетированию краевых лучей света (особенно косых) и, как следствие - затемнению углов кадра. Поэтому, применяя светофильтры с меньшим, чем у объектива, диаметром резьбы, стоит тщательно проверить на отсутствие виньетирования при полностью открытой и полностью закрытой диафрагмах, особенно на краях диапазона зумирования (для зум-объективов). Применять же светофильтры со значительно меньшим, нежели у объектива, диаметром резьбы мы вообще не рекомендуем - чудес не бывает, и виньетирование в этом случае гарантировано. В отдельных случаях виньетирование может наблюдаться даже при установке на некоторые широкоугольные объективы светофильтра с "правильной" резьбой. Происходит это из-за слишком глубокой оправы светофильтра, и "лечится" лишь применением светофильтра со специальной тонкой оправой - таких как фильтры серии "Slim" от B+W, или фильтры серий "Pro 1" или "Ultra" от HOYA, имеющие высоту оправы всего 3мм.

 

Производство и производители светофильтров

Производство светофильтров (как стеклянных, так и светофильтров из других материалов) - достаточно сложное и высокотехнологичное производство, ведь большинство требований качества, предъявляемые к светофильтрам, находятся на уровне требований к производству линз объективов. Обе поверхности светофильтра должны быть абсолютно плоскими и строго параллельными друг другу, окраска фильтра должна быть однородной, свойства фильтров от партии к партии не должны изменяться, оправа фильтра должна быть механически прочной, обеспечивать хорошее фиксирование светофильтра на объективе, и так далее. Производственные допуски при производстве светофильтров сродни допускам при производстве объективов - например непараллельность поверхностей фильтра допускается на уровне до нескольких угловых минут, не допускается свилеватость стекла и инородные включения. Несоблюдение таких строгих параметров качества при изготовлении светофильтров может приводить к значительному падению резкости изображения. При этом, несмотря на высочайшие требования к качеству, светофильтры не должны быть излишне дорогими. Подобное сочетание высокого качества и не слишком высокой цены можно получить лишь при крупномасштабном производстве. К такому подходу в производстве светофильтров толкает и ещё один факт - требования к светофильтрам у разных производителей оптики по существу не отличаются друг от друга, в отличие от требований к объективам. Оно и понятно - у светофильтра, в отличие от объектива, нет того многообразия оптических параметров, входящих в понятие "рисунок объектива". Поэтому с сфере производства светофильтров весьма развита международная кооперация - реальных производителей светофильтров гораздо меньше, чем марок, под которыми эти светофильтры продаются.

Светофильтры, которые предлагают под своей маркой известные производители фотоаппаратуры (Canon, Minolta, Nikon, Olympus, Pentax, Mamiya, Hasselblad и другие) - это фильтры с гарантированно высоким качеством независимо от того, изготовлены ли они на собственном оптическом производстве, или произведены "на стороне", то есть в результате международной кооперации. Покупка рекомендованного производителем оптики фильтра - это гарантированно надежный вариант. Однако такие светофильтры стоят достаточно дорого, да и ассортимент их, как правило, включает только самые распостраненные и необходимые типы фильтров.

Поэтому взоры покупателей достаточно часто, как и в случае со сменной оптикой, обращаются к "независимым" производителям. Фильтры таких производителей стоят дешевле и ассортимент имеют гораздо больший. Однако, покупая светофильтр от "независимого" производителя, нужно быть осмотрительным - по внешнему виду высококачественный светофильтр от фильтра посредственного качества отличить практически невозможно. Максимум, что можно определить внешним осмотром - это отсутствие грубых повреждений фильтра, а для определения качества просветления, качества окраски фильтра, плоскостности и параллельности его граней, отсутствия свилеватости и других дефектов стекла наше зрение, увы, слабо. Поэтому, покупая светофильтр, мы доверяем контроль качества светофильтра его производителю.

Ассортимент торговых марок, под которыми продаются светофильтры, весьма велик даже в нашей стране. Поэтому правильный выбор в этих условиях - дело непростое. Несколько облегчить этот процесс можно, условно разделив фирмы, продающие светофильтры под своими торговыми марками, на следующие группы:

- торговые марки, которые вы впервые видите. Степень риска получить под таким названием светофильтр, не отличающися высоким качеством, скорее всего составляет цифру, весьма близкую к 100%. Подобная покупка, на наш взгляд, является заведомо напрасной тратой денег (если преследуется цель купить именно светофильтр достаточного оптического качества), и нам хочется лишний раз об этом напомнить;

- торговые марки, представляющие широчайший спектр различных изделий для фотолюбителей - от фотоальбомов, прищепок для сушки плёнки, резиновых бленд и крышек на объективы до светофильтров, вспышек, фотоаппаратов и объективов. В нашей стране наиболее известны подобные изделия под марками Soligor, Hama, Kaiser, Jessops, Unomat и некоторыми другими. Как правило, за этими торговыми марками не скрывается собственного производства светофильтров, и фильтры делаются по международной кооперации (OEM). С одной стороны это и хорошо - сделать светофильтр качественным не так просто, особенно не имея собственного развитого оптического производства. С другой стороны - реальный изготовитель фильтра в таком случае остается неизвестен, и под одной и той же маркой могут поступать в продажу фильтры разных производителей, имеющие разное оптическое качество. При этом нижняя планка качества таких светофильтров редко устанавливается на том же уровне, что и для высококачественных профессиональных фильтров - ведь продукция вышеописанных торговых марок рассчитана в первую очередь на удовлетворение потребностей рынка любительской фотографии. Условно говоря, оптическое качество светофильтров Soligor и Jessops скорее всего будет соответствовать уровню оптического качества недорогих любительских объективов, продаваемых под этими торговыми марками;

- торговые марки концернов, производящих оптику, и больше известных именно с этой стороны. В качестве примеров таких изделий можно привести достаточно распостраненные у нас фильтры B+W (немецкий концерн Schneider-Kreuznach, выпускающий объективы для камер среднего и большого формата), фильтры HOYA (японский концерн THK, изготавливающий объективы Tokina и телеконвертеры Kenko) и фильтры Marumi. Покупка светофильтров старших серий этих марок, например B+W Proline и B+W Slim у B+W, HOYA Pro 1 и HOYA HMC Super у HOYA - отличный выбор;

- торговые марки известных производителей, знаменитых в первую очередь выпуском высококачественных светофильтров - такие как Cokin и Tiffen. Добавлять тут особо нечего.

Из "независимых" производителей светофильтров, чьи изделия по уровню качества достойны покупки, мы бы хотели отметить следующие, весьма известные в мире и заслужившие доверие, марки светофильтров (понятно, речь идет лишь о марках, в большей или меньшей мере представленных на прилавках магазинов нашей страны):

B+W

Светофильтры B+W выпускает известный немецкий концерн Schneider-Kreuznach, знаменитый в первую очередь производимой им высококачественной оптикой для камер среднего и большого формата. Светофильтры B+W (особенно серий B+W Proline и B+W Slim) отличаются высочайшим качеством как обработки стекла, так и просветления - ведь при изготовлении светофильтров B+W применяются технологии, аналогичные используемым в производстве оптики Schneider-Kreuznach. Велик и ассортимент фильтров B+W, особенно это касается эффектных фильтров, балансирующих и конверсионных светофильтров, специальных светофильтров, насадок для макросъёмки. У светофильтров B+W, кроме высоких оптических характеристик, очень много внимания уделено прочности оправы.

HOYA

Светофильтры HOYA широко известны не только в России, но и во всём мире благодаря высоким оптическим характеристикам при отличном соотношении цены и качества, широкому ассортименту типов и размеров выпускаемых светофильтров. Основная масса светофильтров, выпускаемых HOYA, имеет просветление обеих поверхностей (исключая некоторые специальные и эффектные фильтры), а некоторые наиболее часто применяемые типы фильтров выпускаются также в вариантах с ахроматическим многослойным просветлением (серия HOYA HMC) и улучшенным многослойным просветлением (серии HOYA Super HMC и HOYA PRO 1).

Marumi

Компания Marumi Optical Co.LTD, образованная в 1937 году – является одной из наиболее специализированных среди производителей особых видов оптического стекла и светофильтров для потребительских, научных и других целей.

С 1946 по 1980 годы светофильтры от "Marumi Optical Co., LTD" продавались в Европе и США под именем "Aroma", а с 1980 по 1990 годы – под маркой "Marumi" (только в Японии).

Marumi Optical Co., LTD производит стекло, комплектующие, принадлежности и светофильтры OEM для многих других компаний, продукция которых используется в самых разных отраслях науки и техники. Производство Marumi Optical Co. LTD позволяет выпускать широкий ассортимент продукции для известнейших компаний, продающих фильтры под собственными именами. С конца 90-х годов светофильтры Marumi продаются по всему миру. Особой популярностью и заслуженным уважением фотографов пользуются специальные, эффектные, софт и призматические светофильтры.

Marumi Optical Co. LTD обладает инновационными технологиями, позволяющими удерживать устойчивые позиции в разработке и производстве спектральных фильтров и специализированных многослойных защитных покрытий. Marumi - пионер в разработке антистатичных погодо-стойких покрытий WPC, защитных фильтров Dynamic, отсекающих ультрафиолет и специальных фильтров для оптики цифровых камер высокого уровня - "DHG" ("Digital High Grade"). Разработка светофильтров и принадлежностей продолжается постоянно и учитывает запросы пользователей: компания Marumi производит фильтры даже по персональным заказам.

Tiffen

Американские светофильтры Tiffen встречаются на наших прилавках реже, чем HOYA, Marumi и B+W, однако не упомянуть о них было бы неправильно, поскольку светофильтры Tiffen благодаря своему качеству стали стандартом в профессиональной кинотехнике. Кроме этого фильтры Tiffen выпускаются (как и HOYA) не только под своим именем.

Cokin

Эффектные фильтры Cokin (производитель и владелец торговой марки - Cromofilters S.A. Paris), изготавливаемые, как правило, из оптических сортов пластмасс, при высоком оптическом качестве и необычайно широком ассортименте имеют и весьма необычную форму - квадратную или прямоугольную. При этом фильтры Cokin используются уже не сами по себе, а как система, включающая в себя кроме собственно светофильтров и оптических насадок ещё несколько принадлежностей - компедиум, адаптерные кольца, модульные бленды. Держатель-компедиум предназначен для установки светофильтров квадратной и прямоугольной формы, причем компедиумы Cokin позволяют использовать до трех фильтров одновременно (в случае необходимости). Сами фильтры при этом можно перемещать как вдоль оси объектива (используя один из трех слотов компедиума), так и поперек, сдвигая светофильтр вдоль слота (паза) компедиума - это весьма удобно для градиентных светофильтров, полуфильтров и некоторых эффектных фильтров. Недорогие резьбовые адаптерные кольца предназначены для установки компедиума на различные объективы. При использовании фотографом одновременно нескольких объективов с разными резьбами для установки светофильтров, работая с системой Cokin достаточно лишь докупить соответствующие адаптерные кольца. В системе Cokin также предусмотрена бленда для защиты светофильтров от падающих на них косых лучей света, вызывающих повышенное светорассеяние (фильтры Cokin в большинстве своем не имеют просветления). Модульная бленда системы Cokin состоит из отдельных элементов, позволяя самостоятельно "построить" бленду наиболее эффективного размера для объективов с разными фокусными расстояниями. Системы Cokin A Series (ширина фильтров 67мм) и Cokin P Series (ширина фильтров 83.5мм) стали на сегодняшний день наиболее распостраненными стандартами компедиумных (слотовых) систем фильтров, став в том числе и ориентиром для других "независимых" производителей.

 

Уход за светофильтрами и оптическими насадками

Со светофильтрами и оптическими насадками следует обращаться так же осторожно и аккуратно, как и с объективами - ведь от их состояния в итоге зависит и качество получаемого изображения. Брать светофильтры можно только за оправу (фильтры с резьбовым или байонетным креплением), или за кромки (желатиновые и прямоугольные пластмассовые фильтры). При установке фильтров в компедиум или вворачивании их в резьбу объектива не следует прилагать излишних усилий во избежание возможного перекоса оправы и, как следствие - возникновения внутренних напряжений в материале фильтра. Желательно также содержать светофильтры в чистоте - отпечатки пальцев, пыль и другие загрязнения не только увеличивают светорассеяние (и, как следствие, приводят к падению контраста изображения), но и могут приводить к повреждению поверхности светофильтра. А ведь даже незначительные повреждения поверхности фильтра ухудшают его свойства. Для очистки поверхности стеклянных фильтров применяются те же средства и методы, что и для очистки других оптических поверхностей - сдувание пыли и других сухих загрязнений при помощи струи воздуха грушей (или, что лучше - воспользовавшись специальным баллончиком со сжатым воздухом). Более крупный "мусор" можно "вымести" мягкой (например из беличьего волоса) сухой чистой кисточкой. В случае загрязнения поверхности фильтра жировыми пятнами, высохшими каплями морской воды и слюны, её прийдется протирать, используя выпускаемые многими производителями специальные наборы для чистки фотографической оптики. В состав таких наборов обычно входят флакон со специальным растворителем, не повреждающим просветляющее покрытие фильтров и объективов, и специальная мягкая безворсовая ткань, подвергнутая антистатической обработке. Очистку сильно загрязненного светофильтра лучше проводить в два этапа - сначала слегка влажной от смачивания в растворителе тканью смыть загрязнения спиральными движениями от краев к центру, а потом другим (чистым и сухим) участком ткани - вытереть поверхность фильтра спиральными движениями от центра к краям светофильтра. При необходимости этот цикл операций прийдётся повторить ещё раз. Влажная чистка светофильтра - операция достаточно сложная, требующая опыта и применения только специально предназначенных для этого средств. Категорически не допускается использование бытовых или промышленных растворителей, сажи, "влажных" тканевых и замшевых салфеток для протирки очков, равно как и иных предметов и веществ, могущих привести к повреждению просветляющего покрытия фильтра или объектива, материала и покрытия оправы, целостности склееных оптических элементов и иным прискорбным последствиям. В случае сомнений или неуверенности в своих силах, мы рекомендуем доверить операцию по очистке загрязненного фильтра или объектива квалифицированным специалистам сервис-центров, обслуживающих фотоаппаратуру и оптику.

К чистке пластмассовых светофильтров следует подходить ещё более осторожно - поверхность пластмассовых фильтров гораздо более нежная, чем у стеклянных, соответственно - повредить её легче. К тому же, от частой протирки пластмассовые светофильтры электризуются, что вызывает более интенсивное притягивание пыли. Да и к чувствительность к растворителям у пластмассовых светофильтров гораздо больше, чем у стеклянных.

 

Хранение светофильтров и оптических насадок

Хранить светофильтры лучше всего в пластмассовых футлярах, в которых они продаются. Пусть это и не всегда удобно (футляры фильтров в количестве больше полудюжины уже занимают значительный объём), но только такой способ хранения и транспортировки гарантирует защиту поверхности фильтров. При интенсивном использовании большого количества светофильтров иногда можно воспользоваться специальными "кошельками"-кляссерами для светофильтров, предварительно убедившись в безопасности этой процедуры для поверхности фильтров. Подобные "кошельки" для фильтров необходимо содержать в идеальной чистоте - даже мельчайшие пылинки могут причинить значительные повреждения поверхности фильтров.

Сергей Дубильер (с) 2007, 2011

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Свежие вопросы

Здравствуйте.Подскажите, пожалуйста, для любителя какой штатив лучше: Velbon ex630 или Velbon ex640. Буду признательна за ответ.
16.08.2017 09:26
подскажите стоимость курса "первые шаги в фотографии"
24.06.2015 18:15

Подписка на новости

Будь в курсе новостей, подпишись на рассылку!

Введите свой email:

 

Группа фотошколы Сергея Дульера в ВКонтакте Группа фотошколы Сергея Дульера в Фейсбуке +Сергей Дубильер Фотошкола Сергея Дульера в Twitter RSS лента Фотошколы Сергея Дубильера