Школа фотографии Сергея Дубильера

 

Системные вспышки

Что нужно из техники для того, чтобы сделать удачный и качественный снимок? Бесспорно, для этого нужно иметь как минимум хороший фотоаппарат с качественным объективом. Также положительно на качестве снимков сказываются и другие правильно применённые аксессуары – светофильтры, бленды, штативы и так далее. Ну а как же вспышка?

Тут мнения обычно разделяются. С одной стороны, более чем столетняя история фотографии наглядно показывает, что применение вспышки - совершенно необязательное условие для создания качественной (как в художественном, так и в техническом плане) фотографии. Огромное количество фотографий, ставших шедеврами мирового фотоискусства, сделано при естественном свете, без применения вспышки. С другой стороны, именно изобретение фотовспышки дало огромный толчок развитию фотографии. "Карманное Солнце" (так иногда называют фотовспышку) - это возможность фотографировать в любое время и в любом месте даже в том случае, когда естественное освещение не подходит для съёмки, или же вообще отсутствует. При этом сама фотовспышка достаточно компактна и не требует больших затрат энергии на создание необходимого уровня искусственного освещения (как, например, в случае с лампами накаливания). Поэтому и не удивительно, что первыми фотовспышки стали активно использовать фотографы-репортёры. Ну а сейчас, когда по своим характеристикам и удобству использования вспышки стали доступны не только фотографам-репортёрам, но и рядовым фотолюбителям, мы видим настоящий "вспышечный" бум. Большинство современных фотоаппаратов, начиная от достаточно дорогих полупрофессиональных зеркальных (и даже некоторых профессиональных моделей!) до дешёвых "мыльниц" в обязательном порядке оснащается небольшой встроенной вспышкой, работающей в автоматическом режиме. Такое кардинальное решение значительно расширило возможности съёмки в самых разных световых условиях. Встроенной вспышки, несмотря на её маломощность, вполне достаточно для приемлемого освещения объекта съёмки, расположенного на расстоянии до нескольких метров от фотоаппарата. Да и при съёмке днём встроенная вспышка позволяет улучшить картинку, подсветив глубокие тени. Ну а что может быть важнее для настоящего фотолюбителя, чем возможность запечатлеть наиболее важные события в своей жизни, жизни своих друзей и близких в любой момент, а не только днём, при подходящем освещении?

С другой стороны, маленькая встроенная вспышка создаёт, мягко говоря, далеко не самый удачный вариант освещения. Она даёт лобовой плоский свет, который полностью скрадывает фактуру, да и форму объекта съёмки нередко искажает. Близкое расположение встроенной вспышки и объектива приводит к возникновению неприятного эффекта "красных глаз". Да и "проваленный" в темноту фон на "вспышечных" фотографиях художественной привлекательности последним отнюдь не добавляет.

Тем не менее, большинство описанных выше проблем, возникающих при использовании маломощной встроенной вспышки, вполне реально решить. Для этого стоит обратить внимание на внешние (навесные) вспышки. Естественно, такой возможностью смогут реально воспользоваться лишь владельцы фотоаппаратов, рассчитанных на подключение внешней вспышки. "Горячим башмаком" (специальными салазками с контактами для установки вспышки) оснащено большинство моделей зеркальных фотоаппаратов (как цифровых, так и плёночных). Также внешнюю вспышку можно подключить и к некоторым моделям компактных цифровых фотоаппаратов - например Canon Powershot G12 или Nikon Coolpix P7000.

Чем хороша большая навесная вспышка в сравнении со встроенной?

- практически любая внешняя вспышка намного "мощнее", чем встроенная. Заметно большая энергия вспышки позволяет более активно применять длиннофокусную оптику, подсвечивать тени даже при съёмке на ярком солнце, а также использовать не только прямой, но и отражённый свет;

- большинство навесных вспышек имеют функцию зумирования и автозумирования, а значит при использовании объективов с разным фокусным расстоянием энергия импульса всегда будет расходоваться максимально эффективно. К тому же, самые совершенные модели навесных вспышек позволяют фотографировать без проблем даже сверхширокоугольной оптикой;

- все навесные вспышки питаются от своих источников питания (как правило, это 2 или 4 недорогих и емких аккумулятора размера AA). Встроенная же вспышка заряжается от батареек или аккумуляторов фотоаппарата, значительно уменьшая их ресурс;

- излучатель практически любой навесной вспышки располагается на значительном расстоянии от оси объектива фотоаппарата, а поэтому вероятность появления "красных глаз" на снимках, сделанных при свете навесной вспышки, получается гораздо ниже, чем при использовании встроенной;

- современные модели навесных вспышек в полном объёме поддерживают все возможности самых продвинутых систем управления, использующих тестирующие предвспышки (E-TTL II, ADI, i-TTL, P-TTL и так далее). За счёт этого значительно улучшается точность дозирования света вспышки, а также становится более естественным согласование естественного света и света от вспышки;

- вспышки для автофокусных аппаратов имеют встроенный светодиодный прожектор, значительно облегчающий работу системы автофокусировки в темноте и при пониженном контрасте, ускоряющий процесс фокусировки и увеличивающий его точность.

Достоинств же встроенной вспышки в сравнении с внешней оказывается гораздо меньше - встроенную вспышку нет необходимости покупать, она не занимает дополнительного места, а для приведения в "боевую готовность" практически не требует ни усилий, ни времени. То есть встроенная вспышка хороша в первую очередь в тех случаях, когда прибегать к ней мы планируем лишь изредка, не претендуя на сколько-то высокую художественную ценность получаемых при этом фотографий. В остальных случаях съёмки, если мы собираемся сознательно пользоваться вспышкой, наиболее логично будет приобрести и использовать более совершенную мощную внешнюю вспышку.

Итак, мы будем считать, что определились с необходимостью покупки навесной согласованной вспышки. Осталось более конкретно определиться с наиболее подходящей моделью. И тут всё оказывается не так просто. Каждый из производителей систем фотоаппаратуры предлагает покупателю как минимум 3-4 модели вспышек, различающихся по мощности, возможностям, размеру, функциональной насыщенности и, естественно, стоимости. Возможности выбора расширяют и модели так называемых "независимых" производителей вспышек. Поэтому в качестве темы нашей статьи на этот раз мы представим попытку более детально проанализировать параметры и характеристики вспышек, влияющие на процесс выбора наиболее подходящей модели в каждом конкретном случае.

Устройство фотовспышек

Конструкция практически любой электронной фотовспышки состоит из трёх главных элементов – газоразрядной лампы, накопительного конденсатора, а также устройства запуска и управления. В любой электронной фотовспышке свет излучает импульсная газоразрядная лампа - небольшая стеклянная трубочка, наполненная инертным газом (например ксеноном) и оборудованная электродами. К электродам лампы-вспышки подключается мощный источник высокого напряжения - накопительный конденсатор. Он запасает в себе энергию, которая при разряде будет превращена в световой импульс. Ну а благодаря устройствам запуска и управления разряд конденсатора через лампу-вспышку происходит именно в тот момент, когда нужно, и длится ровно столько, чтобы создать необходимый для нормальной экспозиции уровень освещённости объекта съёмки. Газоразрядная лампа-вспышка оборудуется рефлектором (отражателем) и рассеивателем, чтобы осветить весь объект съёмки сконцентрированным и равномерным светом. Таким, в общих чертах, является типичное устройство любой электронной фотовспышки. Теперь перейдём к наиболее важным характеристикам и параметрам вспышки, которые необходимо учитывать при выборе.

Угол рассеивания света

Фотографические объективы имеют вполне определённый угол зрения. Поэтому при использовании вспышки эффективнее всего освещать объект съёмки в пределах поля зрения объектива. Для этого нужно собрать весь свет от вспышки в концентрированный пучок, угол расхождения которого точно бы соответствовал углу зрения используемого объектива. Впрочем, надо обращать внимание на один важный момент. Если вспышка освещает меньшую площадь, чем "видит" объектив, то по краям (в первую очередь – по углам) фотографии появятся неприятные затемнения. Подобные эффекты нередко мы видим на фотографиях, сделанных дешёвыми "мыльницами". Так что тут приходится идти на компромисс, и выбирать угол рассеивания света вспышки достаточно большим, чтобы не возникало проблем с затемнением углов кадра при съёмке самым широкоугольным из наиболее часто используемых объективов. Как правило, среди современных вспышек такой вариант используется лишь для недорогих моделей (например Nikon Speedlight SB-400), где рассеиватель рассчитан на использование 35мм или 28мм широкоугольного объектива (естественно – здесь и далее речь идёт об эквивалентном фокусном расстоянии). Более эффективный вариант решения этой проблемы применяется в более дорогих моделях вспышек, предназначенных для использования на современных автофокусных фотоаппаратах. Объективы таких фотоаппаратов "умеют" сообщать вспышке текущее значение их фокусного расстояния. А встроенный во вспышку электропривод согласно этой информации автоматически изменяет угол рассеивания света в зависимости от фокусного расстояния объектива. Такая конструкция позволила создать не только надёжные, мощные и достаточно компактные вспышки, но и решить вопрос максимально экономного расходования энергии батарей. Большинство современных топ-вспышек без каких-либо дополнительных насадок позволяет использовать как широкоугольную оптику с фокусным расстоянием от 24 мм, так и длиннофокусные объективы с фокусным расстоянием 85-105 мм и более, имея в любом случае оптимально сфокусированный мощный световой пучок. К примеру, ведущее число вспышки Sony HVL-F56AM при использовании объектива 24 мм составляет 30 (в метрах для чувствительности ISO 100), а при фокусном расстоянии объектива 85 мм и более увеличивается почти вдвое – до 56! При этом зумирование головки вспышки происходит практически бесступенчато. Широкое распостранение цифровых зеркальных фотоаппаратов, имеющих матрицы уменьшенного размера (в сравнении с кадром 24мм х 36мм), привело к идее "обучить" вспышки понятию "эквивалентного фокусного расстояния". В некоторых современных системах вспышки производят зумирование головки осветителя с учётом не только фокусного расстояния объектива, но и размера матрицы (кадра) аппарата. Хотя такая оптимизация еще пока не стала отраслевым стандартом.

Ведущее число вспышки

Максимальная энергия импульса вспышки показывает, насколько большой импульс света способна создать такая вспышка. Чем больше энергия, запасена в накопительном конденсаторе вспышки, тем сильнее она сможет осветить объект съёмки. Тем не менее, освещённость объекта съёмки зависит ещё от множества характеристик – например от параметров и качества отражателя, рассеивателя вспышки, да и от качества самой лампы-вспышки. Поэтому для описания фотовспышек чаще всего применяется более удобная для использования в фотографии величина - "ведущее число"(GN, "Guide Number" в англоязычной литературе). Не вдаваясь в физический смысл этого понятия, отметим наиболее важное для нас. Ведущее число можно рассматривать как произведение диафрагмы (точнее – диафрагменного числа) на расстояние до объекта. А значит, чем больше ведущее число вспышки, тем она "дальнобойнее". Величина ведущего числа вспышки определяется для какого-то одного значения светочувствительности, обычно – для ISO 100. Поскольку при большей чувствительности матрицы (или плёнки) количество света, необходимое для создания нормальной экспозиции, будет меньше, следовательно значение ведущего числа вспышки также увеличивается. При этом увеличение светочувствительности плёнки (матрицы) в 4 раза приводит к увеличению ведущего числа в 2 раза. Обычно принято обозначать ведущее число вспышки в метрах для плёнки ISO 100. Однако могут встречаться и другие маркировки. Например в США ведущее число принято выражать в футах (соответственно – его значение становится примерно в 3 раза больше ведущего числа в метрах). Вспышка мощнее от этого, естественно, не становится. Также иногда встречается вариант, когда ведущее число вспышки маркируется в метрах, но для другой чувствительности. К примеру, встроенная вспышка фотоаппарата Pentax K100D имеет ведущее число 15.6 (в метрах, при ISO 200), то есть примерно 11 метров при ISO 100. Впрочем, такая маркировка тоже вполне корректна – минимальное значение чувствительности матрицы фотоаппарата Pentax K100D как раз составляет ISO 200.

Для современных вспышек, оснащённых функцией автозумирования, ведущее число - величина переменная. Для широкоугольного положения зум-рефлектора ведущее число имеет значение меньше, а для теле-положения – больше. В рекламных целях, естественно, указывают максимальное ведущее число такой вспышки (как правило – для положения зум-рефлектора 85мм или 105мм). Соответственно, при использовании нормальной и широкоугольной оптики ведущее число вспышки будет меньше. К примеру, для вспышки Nikon Speedlight SB-600 максимальное ведущее число 45 (в метрах, при ISO 100) достигается в положении зум-рефлектора "85мм", а при съёмке 35мм объективом ведущее число этой вспышки – всего 30. Очень часто максимальное ведущее число вспышки фигурирует в её названии. Например, у вспышки Canon Speedlite 580EXII максимальное ведущее число 58 (метров при ISO100), у вспышки Metz Mecablitz 70MZ-5 – 70, а у Sony HVL-F42AM – соответственно 42.

Режимы работы вспышки.

Исходя из значения ведущего числа вспышки, достаточно простым делом становится обеспечение нормальной экспозиции, то есть определение необходимой диафрагмы при съёмке. Разделив ведущее число на примерное расстояние до объекта съёмки, получаем требуемое значение диафрагменного числа. Остаётся его округлить до ближайшего стандартного значения и выставить на объективе. Именно так работает вспышка в ручном режиме управления. Однако рассчитывать (в уме, или по шкале-калькулятору) значение диафрагмы для каждого кадра – это не только не очень удобно, но и совершенно не оперативно. Поэтому, как только во вспышках появились первые (даже самые примитивные) системы автоматики, они стали более чем востребованы. И сейчас, в большинстве случаев любительской и репортажной фотосъёмки, вспышки используются в автоматическом, а не в ручном режиме. Далее мы подробно остановимся только на наиболее распостранённых сейчас вариантах автоматики, используемых в современной (в первую очередь - в цифровой) фототехнике.

TTL-автоматика с предвспышкой

Как известно, наиболее корректным методом экспонометрии является замер света, прошедшего через объектив (TTL, Through The Lens). В таком случае автоматически учитываются все поправки на светосилу объектива, используемые светофильтры и насадки, а угол замера – также автоматически согласовывается с углом зрения объектива. Поэтому современные системы управления вспышкой построены именно на принципе TTL-замера. Естественно, обычный TTL-замер не лишён недостатков, и каждая фирма, разрабатывая и совершенствуя свою собственную систему управления вспышкой, шла по своему пути. Тем не менее, все современные системы управления вспышкой, носящие разные названия (E-TTL II у Canon, ADI у Sony (Minolta, KonicaMinolta), i-TTL у Nikon, P-TTL у Pentax и так далее), работают аналогично друг другу. Для повышения точности управления во всех современных системах применяется предварительная вспышка (излучаемая после нажатия на кнопку спуска фотоаппарата, но перед поднятием зеркала), оцениваемая многозонной матрицей экспозамера фотоаппарата. Параллельно камера рассчитывает необходимую энергию импульса вспышки в соответствии с расстоянием до объекта съёмки (информация о котором предоставляет объектив). В итоге компьютер сопоставляет результаты обоих ветвей рассчёта, идентифицирует сюжет (дополнительно используя данные системы автофокусировки, датчик положения аппарата и базу "образов", то есть стандартных сюжетов) и определяет необходимый вклад света вспышки с учётом оптимального баланса между вспышечным и естественным светом. Избыточное количество информации об объекте съёмки позволяет такой системе безошибочно определить энергию вспышки, достаточную для правильного экспонирования даже в случаях, когда кадр имеет явные "проблемы" – например в нём присутствуют обширные отражения от блестящих поверхностей, или явный контровой свет. Объединяет все современные системы вспышечной экспонометрии и тот факт, что все они отлично подходят для использования как на цифровых фотоаппаратах (как зеркальных, так и компактных), так и на плёночных зеркальных фотоаппаратах.

Автоматический режим

Кроме самых современных систем управления вспышкой мы решили подробно остановиться и на более простой вспышечной автоматике с датчиком, расположенным непосредственно на корпусе вспышки. Этот датчик, будучи активированным при запуске вспышки, накапливает свет, отражённый от объекта съёмки. Когда такая автоматика сочтёт количество отразившегося от объекта съёмки света достаточным для нормальной экспозиции, она прерывает разряд в лампе-вспышке. При этом на аппарате при съёмке расположенных на различном расстоянии объектов не нужно постоянно изменять диафрагму. Требуется лишь установить определённое значение диафрагмы (в соответствии с выбранной программой и значением чувствительности), а уж автоматика сама позаботится о необходимом для нормальной зкспозиции количестве света. Вся автоматика полностью собрана в корпусе вспышки и может работать совершенно независимо от аппарата. Автоматикой такого типа были оснащены самые первые автоматические вспышки. Однако, даже не смотря на появление более совершенных и точных методов на основе TTL-замера, такой принцип управления вспышкой находит своё применение и в современной технике. Автономная автоматика сейчас используется либо в супердешёвых моделях (например UFO CY-20 ценой чуть больше $10), либо в дорогих и наиболее универсальных моделях вспышек некоторых производителей (например Nikon SB-800, Metz 70MZ-5, Pentax AF-540FGZ). Основное её достоинство – это самодостаточность, независимость от марки (модели) фотоаппарата и поддержки последним специфических современных протоколов управления. Ведь для нормальной работы такой вспышки достаточно лишь подключить её к синхроконтакту фотоаппарата. Поэтому вспышкой с автономной автоматикой можно воспользоваться практически на любой камере.

Дистанционное беспроводное управление

В этом режиме аппарат управляет без проводов одной или несколькими вынесенными вспышками посредством специальных кодированных сигналов, излучаемых в видимом диапазоне руководящей вспышкой или в инфракрасном диапазоне – специальным контроллером, установленными на аппарате. Главное условие, необходимое для работы таких систем – расположение ведомых вспышек на небольшом расстоянии (порядка нескольких метров) и обеспечение прямой видимости между вспышкой и контроллером. Самые продвинутые системы дистанционного беспроводного управления вынесенными вспышками могут одновременно использовать две или три группы вынесенных вспышек, каждая из которых вносит свою строго заданную долю в создание освещённости кадра. В последнее время функцией беспроводного дистанционного управления оснащаются и макровспышки (например Canon Macro Ring Lite MR-14EX). Использовать дистанционное беспроводное управление вспышками очень удобно при самых разных съёмках – от простого выноса единственной вспышки на некоторое расстояние вверх от аппарата (чтобы избавиться от "плоского" света и специфичных теней при съёмке вертикальных кадров) до сложных схем освещения из нескольких групп вспышек. При изучении специфических требований и возможностей каждой из систем дистанционного управления, стоит обратить внимание на роль, которую может исполнять та или иная модель вспышки. К примеру, в системе цифровых зеркальных камер Nikon старшая вспышка SB-900 может выполнять роль ведомой вспышки, роль контроллера, а также – роль мастер-вспышки (то есть выполняя одновременно и роль контроллера, и роль вспышки одной из групп). Более простая вспышка SB-600 способна работать только в качестве ведомой вспышки. Режимы дистанционного беспроводного управления вспышками, разработанные разными производителями, несколько различаются по методам реализации и возможностям, а также - и по необходимому для этого оборудованию. Кроме того, в пределах одной системы камер могут существовать разные системы дистанционного управления. Например у Nikon кроме современной системы дистанционного беспроводного управления вспышками на основе протокола i-TTL (вспышки Speedlight SB-600, SB-700, SB-800 SB-900), макро-вспышка Wireless Remote Speedlight SB-R200 и контроллер Wireless Speedlight Commander SU-800) существует также и более простой старый вариант, ориентированный на камеры и вспышки с классическим TTL-управлением (например вспышки Speedlight SB-80DX, SB-50DX, а также любые другие вспышки Nikon с TTL-управлением, оснащённые контроллером SU-4). Поэтому, если вы планируете использовать системы дистанционного беспроводного управления вспышками, не пожалейте времени на детальное ознакомление с параметрами и характеристиками вспышек и дополнительных аксессуаров, применяемых в этих системах.

Совместимость

От описания различных алгоритмов управления вспышкой самое время перейти к весьма важной теме – совместимости вспышек и аппаратов. Под термином "совместимость" мы будем подразумевать возможность полноценной совместной работы вспышки и аппарата в соответствующих автоматических режимах без возникновения каких-либо проблем. При использовании на аппарате вспышки со встроенной автоматикой каких-либо явных проблем совместимости практически никогда не возникает. Ведь эти системы, по существу, независимы, а связь с аппаратом минимальна – синхроконтакт аппарата лишь запускает вспышку в момент полного открытия затвора.

Цифровые системы обмена информацией и продвинутого управления вспышкой значительно более сложны. Поэтому для реализации возможности TTL-управления вспышкой каждому аппарату требуется так называемая "согласованная" вспышка, то есть имеющая соответствующий набор функций и интерфейс управления. Для того, чтобы современный алгоритм управления вспышкой работал адекватно, необходимо полное "взаимопонимание" всех компонентов системы – прежде всего фотоаппарата и вспышек. А это значит, что они не просто должны "разговоривать на одном языке", но и знать этот "язык" досконально. К примеру, в системе фотоаппаратуры Nikon объективы Nikkor серий D, G и DX, вспышки SB-600 и SB-900 и фотоаппараты Nikon, поддерживающие протокол i-TTL, работают друг с другом, испытывая  "полное взаимопонимание". Для фотоаппаратов, объективов и вспышек, которые разрабатывает одна и та же фирма для совместного использования, такое "полное взаимопонимание" - это правило. Когда же речь идёт об изделиях так называемых "независимых" производителей, то здесь, к сожалению, далеко не всегда можно говорить о полном соответствии протокола общения вспышки и аппарата. Естественно, какие-то явные проблемы возникают не так часто, однако полное их отсутствие (в том числе и в будущем) гарантировать "независимые" производители не могут.

Впрочем, это вовсе не означает, что покупать вспышки можно только "родные". Вспышки "третьих" производителей зачастую предлагают более интересные комбинации цены, возможностей и характеристик, чем "родные". Ну а доля риска при этом, как правило, не столь велика (особенно если речь идёт о продукции под хорошо зарекомендовавшими себя марками). Среди вспышек ведущих независимых производителей можно найти и варианты, аналогов которым в линейке "родных" вспышек не существует. К примеру, это довольно мощная, но при этом простая и недорогая вспышка Sigma EF 500 DG ST, или сверхмощная профессиональная вспышка "молоткового" типа Metz 76MZ-5 digital, поддерживающая все современные "продвинутые" протоколы управления. В нашей стране из вспышек независимых производителей наиболее распостранены изделия компаний Sigma, Metz, Sunpak и Nissin.

Системные вспышки "крупным планом"

Перейдём к более детальному описанию типичных линеек системных фотовспышек ведущих производителей. Выбирая себе вспышку, стоит учитывать следующие факторы. Самые мощные и дорогие "старшие" вспышки каждой линейки чаще всего оказываются незаменимыми в профессиональной съёмке. Этому способствуют широкий спектр режимов работы (в том числе и достаточно редко применяемых – стробоскопического режима, ручного режима с регулировкой энергии, режимов ведущей вспышки и контроллера при дистанционном управлении). Для профессионала-репортёра важна также возможность использования дополнительного (более мощного и емкого) источника питания для ускорения перезарядки вспышки.

При любительском же использовании "старшие" вспышки привлекательны в первую очередь универсальностью, обеспечиваемой большим запасом мощности и возможностью отклонения головки осветителя как в вертикальном направлении, так и по горизонтали. Однако в случае использования таких вспышек вместе с лёгкими и компактными любительскими аппаратами могут возникать эргономические проблемы – ведь такая вспышка, укомплектованная  батарейками, может весить заметно больше, чем любительский аппарат вместе с объективом.

"Средние" вспышки каждой линейки гораздо проще в управлении и несколько беднее по функциям. В первую очередь это касается различных режимов ручного управления, специфических режимов (типа стробоскопического) и возможностей при работе в беспроводном дистанционном управлении. Иногда они имеют возможность отклонения корпуса осветителя только по вертикали. Несколько меньше у них и максимальная энергия импульса. Однако для любительского применения это всё обычно не выступает заметным ограничением (особенно сейчас, когда типичный диапазон чувствительности современных цифровых зеркальных фотоаппаратов находится в пределах ISO 200 – 3200). Зато благодаря меньшей, чем у топ-вспышек максимальной энергии, "средние" вспышки гораздо компактнее, легче, менее требовательны к нагрузочным характеристикам элементов питания и заметно экономичнее. А исключительно простое управление в сочетании с невысокой стоимостью делают их вполне осмысленным выбором для среднего любителя.

Покупка вспышек типа Olympus FL-20 или Nikon SB-400, имеющих относительно небольшую максимальную энергию импульса и оснащённых рефлектором с постоянным углом рассеивания света, даёт возможность воспользоваться современной системой дозирования импульсного света для заметного улучшения работы вспышки в сложных условиях. Поддержка "продвинутых" режимов управления вспышкой важна и для использования таких вспышек на цифровых аппаратах.

Самые простые вспышки позволяют в какой-то мере решить проблемы "красных глаз" (за счёт увеличения расстояния между вспышкой и объективом) и увеличения ресурса элементов питания аппарата. Такие вспышки зачастую имеют заметно большую "дальнобойность", чем встроенная в аппарат, а часть из них имеет дополнительный светодиодный прожектор подсветки автофокусировки. Естественно, и цена таких простых вспышек, как правило, весьма демократична.

Поэтому мы рекомендуем при покупке вспышки ориентироваться в первую очередь на свои требования, на свой стиль съёмки с тем, чтобы останавливаться на оптимальном именно для вас варианте. Естественно, по мере увеличения опыта съёмки требования к фототехнике имеют свойство возрастать, поэтому мы рекомендуем не забывать учитывать и этот факт.

Сергей Дубильер (с) 2010

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Свежие вопросы

Здравствуйте.Подскажите, пожалуйста, для любителя какой штатив лучше: Velbon ex630 или Velbon ex640. Буду признательна за ответ.
16.08.2017 09:26
подскажите стоимость курса "первые шаги в фотографии"
24.06.2015 18:15

Подписка на новости

Будь в курсе новостей, подпишись на рассылку!

Введите свой email:

 

Группа фотошколы Сергея Дульера в ВКонтакте Группа фотошколы Сергея Дульера в Фейсбуке +Сергей Дубильер Фотошкола Сергея Дульера в Twitter RSS лента Фотошколы Сергея Дубильера