Школа фотографии Сергея Дубильера

 

О практике и теории

Начнем с аналогий. Случалось ли вам самостоятельно находить дорогу куда-нибудь по карте или словесному описанию?

Да, это не самое простое занятие.

Да, нужно напрягаться, думать, оценивать обстановку, анализировать приметы, принимать самостоятельное решение. Иногда даже – слушать "внутренний голос".

Да, вероятны ошибки. Возможно, понадобится искать дорогу заново, возвращаясь к начальной точке.

Но такой подход в итоге оказывается самым полезным для жизни. Ведь в следующий раз вы уже гарантированно пройдете нужным маршрутом и через день, и через год, и в другое время суток, и при другой погоде. Да и в дальнейшем самостоятельное освоение любого другого маршрута у вас уже пройдет легче, без страха и напряга. Потому что мы уже НАУЧИЛИСЬ ориентироваться, и знаете, что у вас это ПОЛУЧАЕТСЯ!

Впрочем, существует и другой вариант. Вариант, когда ЗНАЮЩИЙ дорогу человек берет нас ЗА РУКУ и отводит до пункта назначения. На первый взгляд – это вариант более простой, безпроблемный и гарантированный. В этом случае мы не тратим лишнего времени на поиски правильной дороги, не напрягаем голову принятием решений, не совершаем ошибок. И при этом – прибываем к месту назначения гарантированно быстро и надёжно. Причем доходим мы туда формально сами, то есть своими ногами. И всё бы хорошо, но без помощи "проводника" такой способ не работает. А будет ли он появляться каждый раз, когда нам его помощь понадобится? Вопрос риторический, но задать его себе стоит.

Та же самая ситуация – и с другими нашими знаниями и умениями.

С умением водить автомобиль, ориентируясь в потоке других машин.

С умением пользоваться компьютером, управляясь с разными нужными программами.

С умением писать, выражая понятными словами нужную нам мысль.

С умением фотографировать, ярко и понятно рассказывая о своих ощущениях фотографиями без технических и композиционных ошибок.

 

Плавно переходим к теме фотографии, ведь почему-то эта статья появилась на сайте фотошколы?

При создании фотографии основная задача фотографа – это не столько КУПИТЬ фотоаппарат, прийти на съёмку и НАЖАТЬ кнопку спуска, сколько умение ПРИДУМАТЬ идею с сюжетом, ОЦЕНИТЬ ситуацию и принять РЕШЕНИЕ.

Точнее – принять множество отдельных, но важных решений по моменту съёмки, сюжету и объектах съёмки, границах кадра, композиции, а также – о параметрах освещения, оптики и настройках камеры.

Но способность принимать решение – это удел СИЛЬНОГО человека, "отягощенного" ЗНАНИЯМИ, готового брать на себя ОТВЕТСТВЕННОСТЬ и не боящегося ОШИБОК. Знания нужны для того, чтобы принимать осмысленные решения, действуя не "наобум". А ошибки – это всего лишь результат проверки неправильных решений. Тем более, что и ошибки, и удачи в равной мере уточняют знания при конвертации их в умения, способствуя принятию правильных решений в дальнейшем.

Только в этом случае получается организовать полноценный "цикл обучения", который действует примерно так:

- Изучаем ТЕОРИЮ. На первый взгляд – скучный, но нужный этап. Теория позволяет понять многие закономерности, для постижения которых "практическим" путем понадобилось бы чудовищная уйма времени и сил. Да и зачем это делать заново? Лучше воспользоваться уже готовым "культурным наследием".

- Приходим на САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ съёмку. Именно самостоятельную, без наставников, помощников и даже "помощи из зала". Чтобы подсказывать некому было, чтобы вся тяжесть оценки и решения легла целиком и полностью на нас.

- Оцениваем ситуацию. На основе изученной теории (и опыта – если он уже есть) принимаем осознанное решение. Решение мы должны принять САМОСТОЯТЕЛЬНО, на основе СВОИХ знаний и опыта. Взяв всю ОТВЕТСТВЕННОСТЬ на себя. Именно поэтому и важно отсутствие "помощи из зала" (пусть даже и от квалифицированного и умелого человека).

- Следуя решениям, проводим съёмку и получаем РЕЗУЛЬТАТ.

- АНАЛИЗИРУЕМ результаты съёмки – насколько они соответствует тому, что было задумано и хотелось получить.

Если всё получилась в полном соответствии с задуманным – отлично, наше решение было правильным. Ставим отметку "подтверждено".

Неудачный же результат – это повод для размышлений, а не огорчений. Неудачный результат – всего лишь следствие нашего неправильного решения, и в следующий раз нужно будет просто поступать по-другому.

В итоге как удачные, так и неудачные результаты откладываются в нашу память в виде ОПЫТА, обращаться к которому может не только наша логика, а и интуиция с подсознанием. Именно накоплением опыта и завершается цикл обучения.

Обратимся теперь ко второму, весьма популярному варианту "практического" обучения. Классика такого подхода - разного рода мастер-классы и фото-курсы, где с самого начала обучения упор делается не на теорию, а на практические занятия. На этих занятиях, под руководством опытного преподавателя, начинающие фотографы получают реальную возможность самостоятельно (!) сделать снимки вполне достойного профессионального уровня. "Практический" формат обучения популярен в первую очередь из-за того, что "практика – царица обучения" (в этой аксиоме никто не сомневается). Ну а во-вторых – окончание обучения слушатели встречают с набором действительно качественных фотографий, снятых "самостоятельно" (мы это слово взяли в кавычки намеренно, но об этом позже).

Однако вскоре после окончания обучения выпускная эйфория заметно рассеивается. Без помощи преподавателя, при самостоятельной съёмке, многое получается совсем не так хорошо, как во время обучения. А почему не получается – не понятно. Вроде делаем так же, как преподаватель на занятиях, а результат – далёк от желаемого.

Корень проблемы долго искать не нужно. Достаточно оценить наш реальный вклад в создание "своих" фотографий во время занятий при таком "практическом" обучении.

Оценивали ли мы самостоятельно ситуацию при съёмке?

Принимали ли самостоятельное решение?

Угадать ответы несложно, это уверенное "НЕТ" в обоих случаях.

Почему? Потому что и оценку, и принятие решения взял на себя наш преподаватель. И мы легко с этим соглашаемся. Мы ведь знаем, что его опыт и его знания с нашими ни в какое сравнение не идут. Именно поэтому мы к нему и учиться пришли!

Соответственно на учебных съёмках оценка ситуации была НЕ НАША, принимали решения по настройкам, освещению и т.д. НЕ МЫ, мы только нажимали кнопку в нужный момент. Так что "нашими" эти учебные фотографии можно считать только формально.

Чем эта ситуация принципиально отличается от "взяли за руку и отвели"? В общем-то ничем… Фотография есть, а умения снимать - нет.

Если именно к этому и было стремление – тогда отлично! Продолжаем ходить вместе со своим наставником, становясь на то же место, где он делал свои снимки, копируя установки, записывая настройки его аппарата, задавая вопросы по каждому поводу и коллекционируя его пресеты для Лайтрума.

И наоборот. Если от занятий фотографией хочется чего-то большего - приходите к нам. Мы предлагаем пойти не самым простым, но самым верным путём. Предлагаем начать с тщательного изучения теории. Продолжить самостоятельными съёмками, принимая в каждом случае самостоятельное решение. Добиваясь удач и совершая ошибки. Анализируя полученные результаты. Обсуждая их на клубе со своими друзьями. А мы с удовольствием поддержим вас - и информацией, и советом, и приглашениями на совместные съёмки. Единственное, чего мы не хотим и не будем делать - лишать вас возможности принимать самостоятельные решения. Без которых вы никогда не станете хорошим и умелым фотографом. Без которых вы никогда не научитесь выражать своими фотографиями СВОИ мысли, чувства и эмоции!

Сергей Дубильер (с) 2013

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Свежие вопросы

Здравствуйте.Подскажите, пожалуйста, для любителя какой штатив лучше: Velbon ex630 или Velbon ex640. Буду признательна за ответ.
16.08.2017 09:26
подскажите стоимость курса "первые шаги в фотографии"
24.06.2015 18:15

Подписка на новости

Будь в курсе новостей, подпишись на рассылку!

Введите свой email:

 

Группа фотошколы Сергея Дульера в ВКонтакте Группа фотошколы Сергея Дульера в Фейсбуке +Сергей Дубильер Фотошкола Сергея Дульера в Twitter RSS лента Фотошколы Сергея Дубильера